Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Саратовский областной институт развития образования»

Образовательная деятельность

Ответственный проректор: 

Образовательная деятельность, направленная на повышение уровня профессиональных компетентностей педагогов региона

1. Цели и задачи, реализуемые в образовательной деятельности ГАУ ДПО «СОИРО» в 2015 году

Главной целью модернизации российского образования, осуществляемой в настоящее время, является повышение его качества, эффективности и конкурентоспособности. Достижению этой цели способствует реализация Федерального закона № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации».

Сегодня поэтапно вводятся федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. Также проводится подготовка к переходу системы образования на работу в соответствии с утвержденным профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

В связи с этим главной задачей образовательной деятельности Института в 2015 году являлось развитие профессиональных компетенций педагогов, необходимых для успешной работы в новых реалиях, на основе:

  • применения системно-деятельностного подхода к развитию содержания дополнительного профессионального образования;
  • интерактивных организационных организации образовательного процесса;
  • персонификации повышения квалификации и переподготовки работников образования с целью удовлетворения образовательного запроса организаций и педагогов;
  • применения в образовательном процессе дистанционных, информационно-коммуникационных технологий;
  • деятельности федеральных и региональных инновационных площадок для практического освоения педагогическими и руководящими работниками опыта деятельности по приоритетным направлениям развития образования.

2. Анализ работы по достижению целей и решению задач

Финансирование Института из областного бюджета в 2015 году было спланировано с учетом изменения структуры образовательных услуг по повышению квалификации работников образования в соответствии с требованиями ФГОС ОО.

В соответствии с требованиями ФГОС ОО в расписании курсов повышения квалификации и семинаров на 2015 год была увеличена доля долгосрочных курсов (108 и более часов) и уменьшена доля краткосрочных проблемных курсов (72-100 часов).

На 2015 год министерством образования Саратовской области перед Институтом была поставлена задача реализовать дополнительные профессиональные программы повышения квалификации, направленные на эффективную адресную подготовку:

  • руководителей и сотрудников дошкольных образовательных учреждений к работе в условиях реализации ФГОС ДОО;
  • учителей-предметников, реализующих ФГОС основного общего образования;
  • экспертов региональных предметных комиссий по проверке письменных работ государственной итоговой аттестации (ОГЭ и ЕГЭ);
  • педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов, старших вожатых, методистов учреждений дополнительного образования, педагогов, осуществляющих внеурочную деятельность;
  • педагогов, осуществляющих работу по направлениям специального образования (психологи, логопеды, дефектологи, социальные педагоги).

Особое внимание было сосредоточено на обучении педагогических работников современным образовательным технологиям, методикам обучения и воспитания, позволяющим обеспечить инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья, реализацию адаптированных образовательных программ.

В 2015 году было реализовано 122 дополнительных профессиональных программы повышения квалификации педагогических работников.

Всего в 2015 году в рамках реализации региональной модели повышения квалификации в ходе курсовых мероприятий осуществлено обучение 9527 педагогических и руководящих работников Саратовской области, что составляет 23,8 % от общей численности педагогических работников Саратовской области, в том числе:

Финансирование

Число слушателей

Бюджет (государственное задание СОИРО)

8386

Средства стажировочных площадок ФЦПРО на базе СОИРО

777

Индивидуальные договоры со слушателями

273

Госконтракты

52

Сверх плана

39

 

В числе работников образования, прошедших повышение квалификации:

Категория слушателей

Число слушателей

Руководители и педагогические работники дошкольных образовательных учреждений (ДОУ)

1864

Учителя начальных классов

313

Учителя-предметники

3385

Эксперты региональных предметных комиссий ЕГЭ и ОГЭ

846

Руководители образовательных учреждений

384

Педагоги-психологи, учителя-логопеды, дефектологи, социальные педагоги

505

Педагогические работники системы среднего профессионального образования

370

Педагоги дополнительного образования, педагоги, осуществляющие внеурочную деятельность

221

Прочие работники образования

498

 

В учебных и методических семинарах приняли участие 9459 педагогических работника.

Динамика профессиональной подготовки работников образования Саратовской области за 2013-2015 годы

Профессиональная переподготовка (по индивидуальным договорам)

2013

2014

2015

394

1134

935

 

В 2015 году был отмечен значительный спрос на профессиональную переподготовку работников образования с выдачей диплома установленного образца. Обучение проводилось на договорной основе.

Преподавателями ГАУ ДПО «СОИРО» и привлеченными специалистами было обучено 935 слушателей по дополнительным профессиональным программам переподготовки трудоемкостью более 250 часов, в том числе:

Категория слушателей

Число
слушателей

Учителя-предметники

415

Руководители образовательных учреждений

76

Руководители и педагогические работники ДОУ

233

Заместители директоров по воспитательной работе, педагоги-органи-заторы, воспитатели, педагоги дополнительного образования детей

21

Педагоги-психологи, учителя-логопеды, педагоги коррекционных уч-реждений

98

Учителя начальных классов

54

Педагогические работники системы среднего профессионального образования

38

 

Для выявления соответствия содержания курсовой подготовки целям повышения квалификации отдел мониторинга и статистики ГАУ ДПО «СОИРО» с 2010 года систематически проводит мониторинг качества предоставляемых образовательных услуг в форме социологического опроса слушателей.

Целью мониторингового исследования является получение информации для оценки уровня удовлетворения запросов слушателей курсов повышения квалификации в области образовательных услуг, предоставляемых Институтом.

В социологическом опросе в период с марта по декабрь 2015 года приняли участие 1862 слушателя курсов повышения квалификации, что составляет 22,0 % от общего числа слушателей, обучившихся на курсах ГАУ ДПО «СОИРО» в течение года.

Ниже приведены обобщенные результаты опроса.

Качество организации образовательной среды по оценке слушателей

Показатели

Полностью удовлетворены (%)

Удовлетворены частично

(%)

Не

удовлетворены (%)

Расписание занятий

85,50

12,73

1,77

Обеспеченность необходимой учебно-методической литературой

77,77

19,07

3,17

Обеспеченность электронными ресурсами и материалами

86,68

12,03

1,29

Учет образовательных запросов слушателей

82,22

16,22

1,56

Условия для обмена опытом с коллегами по группе

90,87

8,43

0,70

Партнерский стиль отношений между преподавателями и слу-шателями

93,56

6,12

0,32

Совместная деятельность преподавателей и слушателей по планированию и коррекции процесса обучения

88,29

10,96

0,75

Санитарно-гигиенические условия

89,31

9,72

0,97

 

Качество процесса курсовой подготовки по оценке слушателей

Показатели

Полностью удовлетворены (%)

Удовлетворены частично

(%)

Не

удовлетворены (%)

Содержание дополнительной  профессиональной программы

85,34

13,48

1,18

Актуальность учебного материала

85,98

12,73

1,29

Практическая направленность содержания программы

84,16

15,04

0,81

Новизна учебной информации

84,26

14,82

0,91

Научность учебного материала

90,33

8,70

0,97

Эффективность форм обучения

82,33

16,49

1,18

Уровень компетентности преподавателей

96,13

3,65

0,21

Логичность изложения учебного материала

92,75

6,82

0,43

 

Качество результата курсовой подготовки по оценке слушателей (рефлексия)

Показатели

Полностью удовлетворены (%)

Удовлетворены частично

(%)

Не

удовлетворены (%)

Освоение новых педагогических современных технологий

79,11

20,57

0,32

Получение знаний форм и методов контрольно-оценочной деятельности

77,5

21,59

0,91

Возможность получать послекурсовое консультирование у преподавателей и методистов ГАУ ДПО «СОИРО»

92,43

7,57

Возможность презентации педагогической деятельности (публикации в сборниках, журналах, на сайте СОИРО, выпуск методических пособий, проведение открытого мероприятия, участие в конкурсах педагогического мастерства и т.д.)

94,25

5,75

 

В 2015 году на сайте Института организован экспресс-опрос для потенциальных слушателей с целью определения наиболее предпочтительных форм взаимодействия:

Формы взаимодействия

Доля респондентов общего числа участников анкетирования

Форумы

13,64 %

Индивидуальная исследовательская деятельность

13,64 %

Индивидуальные консультации преподавателей и методистов

21,82 %

Круглые столы

24,55 %

Публикации

30,91 %

Участие в работе сетевых сообществ

31,82 %

Участие в научно-практических и методических конференциях

35,45 %

Участие в вебинарах

36,36 %

Творческие мастерские

38,18 %

Открытые онлайн-занятия

45,45 %

Очные занятия в рамках курсовой подготовки и семинаров различной направленности

47,27 %

 

Исходя из совокупности результатов, можно сделать вывод, что образовательная услуга по дополнительному профессиональному образованию руководящих и педагогических работников предоставляется ГАУ ДПО «СОИРО» на должном уровне и положительно оценивается целевой аудиторией.

 

3. Приоритетные задачи на 2016 год

1. Наиболее полное удовлетворение образовательного запроса педагогических работников и образовательных организаций по дополнительному профессиональному образованию на основе персонифицированного подхода.

2. Совершенствование дополнительных профессиональных образовательных программ с учетом требований профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

3. Повышение квалификации руководителей и педагогических работников дошкольных образовательных учреждений для работы в условиях реализации ФГОС ДОО, учреждений дополнительного образования детей, организаций среднего профессионального образования.

4. Повышение квалификации руководителей и педагогов образовательных учреждений, реализующих модель инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

5. Подготовка учителей-предметников с целью повышения качества образования и достижения обучающимися более высоких результатов государственной итоговой аттестации.

6. Подготовка экспертов предметных комиссий Саратовской области по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного и среднего общего образования.

7. Реализация дополнительных профессиональных программ переподготовки с целью достижения руководителями и педагогами соответствия требованиям к квалификации, указанным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих.

8. Расширение дистанционных форм предоставления услуг дополнительного профессионального образования педагогическим и руководящим работникам.

 

Наши проекты