Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Саратовский областной институт развития образования»

Экспертно-аналитическая деятельность

Экспертно-аналитическая деятельность в образовании

1. Цели и задачи, реализуемые в 2015 году

  • развитие региональной электронной мониторинговой среды КОЭРСО (комплексная оценка эффективности региональной системы образования): http://koerso.soiro.ru/;
  • организация проведения ситуационных мониторинговых исследований в сфере образования на территории Саратовской области;
  • разработка методических рекомендаций для осуществления эффективного сопровождения мониторинговых проектов;
  • подготовка аналитической информации о состоянии региональной системы образования по результатам мониторинговых исследований.

2. Анализ работы по достижению целей и решению задач

Институт продолжает курировать международные, федеральные и региональные мониторинговые исследования.

Целью любого электронного мониторинга является повышение эффективности механизмов решения задач модернизации образования в субъектах РФ.

Мониторинг интерактивный, эффективный и результативный инструмент планирования и управления развитием системы образования региона, позволяющий оперативно вносить изменения, уточнять сценарии развития системы.

В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» на территории субъекта проводятся долгосрочные и краткосрочные (ситуационные) мониторинговые исследования системы образования.

Все исследования разделяются по двум основным направлениям: оценка качества образования и мониторинг условий реализации образовательных программ. В мониторинг качества образования входит анализ учебных и воспитательных достижений обучающихся через оценку предметных, метапредметных, и личностных результатов. Мониторинг условий осуществляется по приоритетным направлениям развития субъекта: материально-техническая оснащенность, кадровое обеспечение и т.д.

Институт осуществляет организационно-методическую поддержку и техническое сопровождение мероприятий, направленных на повышение качества образования. В рамках курсов повышения квалификации в 2015 году подготовлено 846 экспертов предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного и среднего общего образования.

Сотрудники института осуществляют сопровождение национальных исследований профессиональных компетенций учителей. В апреле 2015 года проведено всероссийское исследование «Портрет учителя истории» с целью определения уровня профессиональных компетенций учителей истории и обществознания.

В 2015 году Саратовская область принимала участие в международных исследованиях качества образования обучающихся образовательных организаций Саратовской области:

−     международное исследование по оценке образовательных достижений учащихся (PISA);

−     международное исследование качества школьного математического и естественно-научного образования (TIMSS).

В соответствии с приказом министерства образования Саратовской области от 18.03.2015 № 754 «О проведении международных сравнительных исследований качества общего образования PISA – 2015 и TIMSS – 2015» Институт обеспечивал подготовку и проведение международных сравнительных исследований. Участниками международных сравнительных исследований качества общего образования стали 876 обучающихся из 21 общеобразовательной организации области.

В рамках мониторинговых исследований, направленных на оценку личностных результатов обучающихся, в 2015 году проведены неперсонифицированные социально-психологические тестирования:

  1. 1.   Согласно приказам министерства образования Саратовской области от 02 декабря 2014 № 3037 «О проведении социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, направленного на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ» и от 25 февраля 2015 года № 494 «О внесении изменений в приказ министерства образования Саратовской области от 02 декабря 2014 года № 3037» в первом квартале 2015 года проведен электронный анонимный социологический опрос. Участниками социально-психологического тестирования стали 37 152 обучающихся 9-11 классов общеобразовательных организаций и студента организаций профессионального образования. По итогам мониторинга подготовлена аналитическая справка, содержащая результаты тестирования и методические рекомендации для педагогических работников (http://soiro.ru/sites/default/files/narkotiki_red_0.pdf).
  2. По запросу ГУ МВД России по Саратовской области (письмо № 1/653 от 19.03.2015) и в соответствии с Приказом министерства образования Саратовской области от 07.09.2015 года № 2694 среди обучающихся 9-11 классов общеобразовательных организаций области проведено анонимное электронное анкетирование на предмет выявления степени распространенности ксенофобских настроений в молодежной среде. В данном анкетировании приняли участие 24 592 школьника.

Результаты и особенности организационно-методического сопровождения исследований обсуждаются на заседаниях Ученого совета ГАУ ДПО «СОИРО».

Институтом активно внедряется региональная мониторинговая платформа КОЭРСО (Комплексная оценка эффективности региональной системы образования, http://koerso.soiro.ru/). Сбор данных в системе осуществляется по реализуемым видам деятельности образовательной организации (дошкольное, общее, дополнительное, профессиональное) и/или с уровня муниципалитета. Кабинет организации в системе КОЭРСО поделен на несколько направлений: основной блок (организация как юридическое лицо) и вариативный блок (запросы генерируются по лицензируемым видам деятельности). Заполнение мониторинговых таблиц операторами происходит в онлайн-режиме, в результате введенные данные автоматически сохраняются на центральном сервере и могут быть доступны операторам высшего уровня. Полученные значения показателей экспортируются в табличный процессор MS Excel.

На портале региональной мониторинговой системы организованы электронные мониторинги исполнения планов мероприятий федеральных документов, направленных на обеспечение государственной поддержки, доступности и непрерывности образования:

  • Концепции развития математического образования в Российской Федерации на территории Саратовской области в 2015 году;
  • Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов на 2015-2020 годы;
  • Концепции развития дополнительного образования детей до 2020 года;
  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  • Концепции Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО.

В рамках федеральных запросов единой информационной системы (http://cabinet.mon.gov.ru) за 2015 год в КОЭРСО реализованы следующие ситуационные мониторинговые проекты в соответствии:

  • с Письмом министерства образования Саратовской области от 17.03.2015 № 01-26/1638 на портале http://koerso.soiro.ru/ с 16 марта по 30 апреля проводился региональный электронный мониторинг комплектования школьных библиотек; по итогам мониторинга подготовлена аналитическая справка;
  • с Приказом министерства образования Саратовской области от 24.11.2014 № 2939 «Об утверждении плана мероприятий («дорожная карта») по поэтапному внедрению в образовательных организациях Саратовской области Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса „Готов к труду и обороне“» проведен региональный электронный мониторинг «Эффективность внедрения Комплекса ГТО в образовательных организациях Саратовской области» (результаты мониторинга представлены в аналитической справке, изменены подходы к оценке готовности внедрения Комплекса ГТО);
  • с Письмом министерства образования Саратовской области № 01-26/7126 от 13.10.2015 по запросу Саратовского регионального отделения политической партии «Единая Россия» проведен мониторинг условий доступности с целью контроля реализации мероприятий в рамках государственной программы «Доступная среда» на 2011-2015 годы в части создания условий для инклюзивного образования детей-инвалидов, в том числе создания архитектурной доступности и оснащения оборудованием.

В соответствии с Письмом Федерального государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» № 6106 от 15.09.2015 проведен электронный мониторинг по вопросу реализации на ступени основного общего образования предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Результаты размещены на сайте http:// orkce.apkpro.com.

В соответствии с Письмом министерства образования Саратовской области № 01-26/7243 от 16.10.2015 проведены региональные электронные мониторинги функционирования консультационных центров для родителей детей, получающих дошкольное образование в форме семейного образования, и доступности инклюзивного образования для различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования.

В соответствии с Письмом Министерства образования и науки РФ № 08-1616 от 05.10.2015 «О подготовке доклада о реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» за 2015 год» в октябре – декабре на базе общеобразовательных организаций проводился региональный мониторинг «НОИ ННШ».

Институт в рамках межведомственного сотрудничества осуществляет организационное и техническое сопровождение ситуационных мониторинговых исследований на основании Плана мероприятий по обеспечению качества преподавания во всех муниципальных общеобразовательных организациях Российских Федерации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», утвержденного директором Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России А.В. Зыряновой. В январе 2015 года на сайте http://www.orkce.org проводилось электронное анкетирование родителей обучающихся 4 классов по вопросу добровольности выбора модулей курса «Основы религиозных культур и светской этики». В анкетировании от Саратовской области приняли участие 99 родителей обучающихся 4 классов 20 образовательных организаций. Сотрудниками отдела мониторинга, анализа и статистики подготовлена аналитическая справка «Об изучении эффективности реализации курса ОРКСЭ».

В соответствии с запросом Комитета общественных связей и национальной политики Саратовской области (письмо № 01-08/498 от 20.03.2015) Институт курировал организационное сопровождение общероссийского социологического опроса «Мнение директоров школ и учителей о системе общего образования», в котором приняли участие 115 директоров образовательных учреждений и педагогических работников различных категорий. Результаты направлены в Центр специальной связи и информации в Саратовской области и Комитет общественных связей и национальной политики Саратовской области.

По запросу министерства по делам территориальных образований Саратовской области (документ № 01-27/2650-НО от 29.05.2015) подготовлен ранговый анализ эффективности деятельности органов местного самоуправления за 2014 год.

На основании письма № 01-02/644 от 26.02.2014 в министерство образования Саратовской области направлены ежеквартальные отчеты о результатах опроса общественного мнения об эффективности деятельности министерства образования Саратовской области.

На странице отдела мониторинга, анализа и статистики сайта ГАУ ДПО «СОИРО» (http://soiro.ru/structure/departments/otdel-monitoringa-analiza-i-statis...) размещены информационно-аналитические материалы мониторинговых исследований, проводимых на территории Саратовской области в 2015 году.

В течение марта-декабря 2015 года осуществлялся внутренний мониторинг качества оказания государственной услуги по предоставлению дополнительного профессионального образования слушателям курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки. В отчетном году впервые организовано лонгитюдное анкетирование и анкетирование потенциальных слушателей курсов повышения квалификации.

3.Основные проблемы и пути их решения

С целью повышения достоверности предоставляемой информации, однозначного понимания формулировок мониторинговых проектов для муниципальных координаторов и руководителей образовательных организаций ежеквартально проводятся вебинары, видеоконсультации.

За отчетный период проведено 7 (315 участников) методических семинаров и вебинаров «Электронные мониторинги в образовании» для муниципальных координаторов и административно-управленческого персонала образовательных организаций области.

Для координаторов КОЭРСО создан видеоурок, содержащий рекомендации по работе в системе (https://www.youtube.com/watch?v=hplKO7QBxhc).

4. Приоритетные задачи на 2016 год

  1. Сопровождение национальных и международных исследований качества образования обучающихся образовательных организаций Саратовской области и исследований профессиональных компетенций учителей литературы, русского языка и математики.
  2. Организация проведения ситуационных мониторинговых исследований в сфере образования Саратовской области.
  3. Разработка методических рекомендаций для осуществления эффективного сопровождения мониторинговых проектов.
  4. Подготовка аналитической информации о состоянии региональной системы образования по результатам мониторинговых исследований.
  5. Организация и проведение методических семинаров «Мониторинги в образовании» для педагогических работников, муниципальных координаторов, административно-управленческого персонала образовательных организаций области.

 

Наши проекты