Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Саратовский областной институт развития образования»

Информатизация образования

Информатизация системы образования Саратовской области

1. Цели и задачи, реализуемые в 2015 году

К основным целям информатизации системы образования Саратовской области в 2015 году следует отнести:

  • совершенствование процесса повышения квалификации и переподготовки работников образования с использованием дистанционных образовательных программ дополнительного профессионального образования;
  • развитие олимпиадного движения по робототехнике на территории региона;
  • внедрение в общеобразовательные учреждения региона электронной формы учебников от ведущих издательств;
  • совершенствование методик и практик применения электронных учебников в образовательном процессе;
  • рост доли граждан, использующих сервисы государственных и муниципальных услуг в электронной форме на едином и региональных порталах государственных услуг (ЕПГУ, РПГУ);
  • рост количественной и качественной составляющей от использования систем видеоконференцсвязи для организации и сопровождения образовательного процесса.

2.Анализ работы по достижению целей и решению задач

В 2015 году процесс информатизации образования в регионе продолжают поддерживать муниципальные методические центры информационных технологий (в 27 районах области), а также 35 муниципальных центров дистанционного обучения детей-инвалидов.

Работа по развитию региональных сетевых сообществ продолжена в 2015 году и в первую очередь нацелена на решение следующих задач:

  • поддержка процессов информатизации общеобразовательных учреждений;
  • профессиональное развитие педагогов, широкое распространение электронных образовательных ресурсов;
  • массовое внедрение методик использования электронных образовательных ресурсов;
  • модернизации системы методической поддержки информатизации образования.

В настоящее время в сообществах (более 180), созданных и размещенных на сайте «Открытый класс» (http://openclass.ru) зарегистрировано 19 247 (на 1 января 2015 года – 17 516) педагогов области: «Дистанционное обучение школьников» (3574 участника), клуб «Подросток» (2167 участников), «Не говори шершавым языком» (1325 участников) «Балаковочка» (967 участников), «Информатизация образования» (573 участника), «Мир Математики» (572 участника), «Внеклассная работа учителей-предметников специальных (коррекционных) школ» (536 участников), «Классный руководитель» (485 участников).

На портале «Сеть творческих учителей» (http://www.it-n.ru/) – 6835 (на 1 января 2015 года – 6473) педагогов области.

На региональном Вики-портале (http://wiki.saripkro.ru) – 23 103 (на 1 января 2015 года – 19 154) участника (педагоги и школьники).

В сообществе «Образовательная галактика Intel®» (edugalaxy.intel.ru) в настоящее время зарегистрировано более 1000 педагогических работников Саратовской области.

Методическая поддержка деятельности сетевых сообществ «Дистанционное обучение школьников» (3574 участника), «Информатизация образования» (573 участника) и регионального портала СарВики (администрирование, техническое и методическое сопровождение портала) осуществляется сотрудниками Института.

В 2015 году проведен комплекс мероприятий Недели информатизации образования Саратовской области, который продемонстрировал лучшие практики применения ИКТ в образовательном процессе, способствовал изучению современных технических средств обучения, внедрению единой среды информационного обмена данными, предложил участникам новые направления развития в сфере научно-технического творчества и робототехники.

В рамках Недели информатизации состоялось более 45 мероприятий (в том числе, с использованием дистанционных образовательных технологий), которые посетили свыше 1500 человек. В ходе комплекса мероприятий была продемонстрирована высокая предметная ИКТ-компетентность педагогов области, выражающаяся в уверенном владении современными цифровыми лабораториями по предмету и грамотным включением современных электронно-образовательных ресурсов в структуру урока. Для информационной поддержки мероприятий Недели информатизации образования был создан отдельный сайт http://itweek.soiro.ru.

Проведенные мероприятия и указанные интернет-активности способствуют повышению вовлеченности педагогов и администрации образовательных учреждений в использование современного потенциала информационно-коммуникационных технологий.

В 2015 году продолжена активная работа по совершенствованию регионального портала дистанционного обучения школьников Саратовской области (http://edusar.soiro.ru), предназначенного для реализации дистанционного обучения с использованием региональных ресурсов. Портал является площадкой для проведения ежегодного областного конкурса «Доступное образование», методических семинаров для учителей-предметни-ков по созданию дистанционных курсов в СДО Moodle и организации дистанционного образования в образовательных организациях. В 2015 году проведено 6 семинаров, в которых приняли участие более 150 учителей.

В настоящее время на портале осуществляют дистанционное обучение более 80 образовательных организаций Саратовской области из 19 районов, работают 413 учителей и около 2000 учеников. На портале опубликованы 46 видео- и дистанционных курсов по программам общего и дополнительного образования. Все образовательные ресурсы прошли сертификацию в рамках областных конкурсов.

На портале обучения учителей и руководителей образовательных учреждений (http://teacher.soiro.ru) все кафедры Института осуществляют образовательную деятельность с использованием дистанционных форм обучения и создают новые дистанционные курсы.

На сайте Саратовской региональной образовательной ВикиВики (http://wiki.soiro.ru/) осуществляется взаимодействие центра с образовательными организациями по вопросам проведения мероприятий по робототехнике на территории области.

В 2015 году Саратовская область активно включилась в олимпиадное движение по робототехнике. С 2014 года на базе государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования «Саратовский областной институт развития образования» создано региональное представительство Российской ассоциации образовательной робототехники, началась подготовка учителей и школьников к участию в робототехнических олимпиадах.

В 2015 году выполнены следующие задачи:

  • сформирована база образовательных организаций, имеющих комплекты роботов Lego Education (90 организаций);
  • проведены семинары и мастер-классы для учителей по использованию робототехники в учебном процессе (более 200 учителей);
  • для обучающихся организованы выставка робототехнического творчества «Шаг в робототехнику» (25 команд) и открытые робототехнические соревнования «Робобитва» (17 команд).

Впервые в Саратовской области проведен региональный этап Всемирной робототехнической олимпиады 2015 года (WRO-2015). В мероприятии приняли участие более 30 команд. В июне 2015 года впервые 7 команд саратовских школьников приняли участие во всероссийском этапе Всемирной робототехнической олимпиады 2015 года, которая проходила в республике Татарстан, г. Иннополис.

В 2015 году продолжена работа по организационной и методической поддержке 35 муниципальных центров дистанционного обучения детей-инвалидов. Проводятся семинары, круглые столы, сетевые конкурсы, как для учащихся, так и для педагогов, работающих с такими детьми. Впервые проведена Интернет-олимпиада «Родник – знаний» для детей с ОВЗ, основными целями которой являлось:

  • выявление одаренных, эрудированных обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, нарушением слуха; раскрытие их интеллектуального потенциала;
  • развитие взаимодействия между педагогами и обучающимися общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы для обучающихся с нарушением слуха.

Количество участников составило 2434 человека.

На декабрь 2015 года охват дистанционным образованием детей-инвалидов, не имеющих противопоказаний к дистанционному обучению, составляет 96 %.

3.Основные проблемы и пути их решения

Пропускная способность каналов сети Интернет, к которым подключены общеобразовательные организации. Высокоскоростной Интернет придаст новый импульс развитию информационно-коммуникационных и дистанционных образовательных технологий, позволит в режиме онлайн, с использованием видеоконференцсвязи наладить взаимодействие малокомплектных школ с ведущими образовательными учреждениями региона.

Также необходимо совершенствование механизмов формирования ИКТ-инфраструктуры образовательных учреждений во избежание необоснованных затрат на совместимость работы, а также повышение эффективности и качества функционирования информационных систем. Остается проблемой рост числа используемых программно-аппаратных решений и избыточные расходы.

4.Приоритетные задачи на 2016 год

Приоритетными задачами информатизации системы образования Саратовской области в 2016 году являются:

  • открытие региональных инновационных площадок по профильному обучению учащихся в дистанционной форме и робототехнике;
  • внедрение электронных форм учебников в образовательный процесс;
  • вовлечение в фестивальное и олимпиадное движение по робототехнике всех муниципальных районов Саратовской области с целью развития научно-технического творчества учащихся;
  • проведение комплекса мероприятий (конференции, круглые столы, выставки по направлениям, семинары и др.) по использованию и применению новых информационно-коммуникационных технологий и программно-технических средств в образовательном процессе;
  • повышение качества электронных услуг министерства образования Саратовской области, внедренных на едином и региональном порталах государственных услуг (ЕПГУ, РПГУ);
  • методическая, консультационная, программно-аппаратная поддержка 35 муниципальных центров дистанционного обучения детей-инвалидов, созданных в рамках реализации федерального проекта «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов приоритетного национального проекта «Образование».

Наши проекты