Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Саратовский областной институт развития образования»

Организационно-методическая деятельность

Методическая деятельность по развитию региональной системы образования

1.Цели и задачи, реализуемые в 2015 году.

Основной целью организационно-методической деятельности Института является обеспечение высокого качества методических услуг в соответствии с перспективными направлениями развития системы образования и потребностями педагогических и управленческих кадров Саратовской области.

2.Анализ работы по достижению целей и решению задач.

За отчетный период структурными подразделениями Института проведено 84 методических семинара по актуальной для педагогов тематике с охватом 4194 слушателей; 5 методических конференций (по плану – 2) по вопросам сопровождения введения федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования с охватом 1188 педагогов из всех районов области.

Методическое сопровождение реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» осуществлялось через различные формы методической деятельности: круглые столы, творческие мастерские, семинары. В рамках организации работы по введению федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования проведены консультационные семинары, на которых представлялся опыт коллективов авторов систем учебников издательств «Вентана-Граф», «Дрофа», «Просвещение», «Русское слово». Всего совместно с издательствами было проведено 42 семинара, в которых приняли участие 1629 педагогов из всех районов Саратовской области.

Состоялось широкое профессиональное обсуждение примерной образовательной программы среднего общего образования, в котором приняли участие более 5 тысяч педагогов, методистов и управленцев региональной системы образования. Саратовская область неоднократно отмечалась как одна из самых активных участниц общественных консультаций.

Выявление и распространение инновационного опыта педагогических работников на региональном и всероссийском уровнях осуществлялись через развитие конкурсного движения; методическую поддержку Ассоциации лучших учителей Саратовской области, дискуссионного клуба «Урок XXI века»; проведение семинаров, круглых столов в соответствии с запросами педагогических работников региона. Структурными подразделениями Института совместно с муниципальными методическими службами проведено 33 конкурса для педагогов и методистов региона, 6 из которых являлись этапами конкурсов всероссийского уровня. В данных конкурсах приняли участие 2310 педагогов области.

Методическое сопровождение введения в режим функционирования ФГОС ООО осуществлялось через заседания Ассоциации лучших учителей Саратовской области, в которых приняли участие 608 педагогов всех муниципальных районов области; заседания дискуссионного клуба «Урок XXI века», в которых приняли участие 260 педагогов; семинары по ФГОС ООО, круглые столы, в которых приняли участие 4029 педагогов.

В отчетный период активно работало 38 сетевых сообщества педагогов, в деятельности которых приняли участие 5030 учителей Саратовской области. Сетевые мероприятия пользуются популярностью у педагогов 37 субъектов Российской Федерации.

Гибкость системы методического сопровождения проявлялась в быстром реагировании на изменяющиеся запросы государства, региона и потребителей. По заданию Министерства образования и науки РФ проведено всероссийское исследование процесса успешной адаптации и профессионального развития молодых педагогов. В качестве объектов исследования выступили молодые педагоги (стаж до трех лет) – 155 человек из 36 муниципальных районов области; руководители образовательных организаций – 40 человек; специалисты муниципального и регионального уровня сопровождения молодых педагогов – 11 человек. Данное исследование позволило выявить эффективные модели молодых педагогов муниципальных районов региона. Востребованными формами сопровождения молодых педагогов в регионе являются: организация наставничества; работа муниципальных объединений молодых педагогов, регионального клуба «Молодость»; проведение фестивалей, конференций, конкурсов.

По заданию министерства образования Саратовской области совместно с обкомом Профсоюза работников народного образования и науки проведен Региональный молодежный форум «Вместе – в будущее!». Организационно-методическим отделом Института проведен круглый стол «Вклад молодых педагогов в развитие региональной системы образования», практические занятия по проектированию образовательной деятельности, представлены мастер-классы лучших педагогов Саратовской области.

В рамках методического сопровождения развития региональной системы образования разработаны методические рекомендации (общим объемом 15,3 п. л.). В содержании данных рекомендаций актуализированы вопросы проектирования и проведения современного урока; сопровождения государственной итоговой аттестации, проведения конкурсов профессионального мастерства, сопровождения молодых специалистов.

Регион реализует независимые формы итоговой аттестации для выпускников 9 классов. Методистами предметных кафедр Института разработаны методические рекомендации для подготовки к ГИА в 2015 году, которые размещены на сайте Института. Работает горячая линия для педагогов, родителей и обучающихся «Спроси про ГИА», ведется постоянное консультирование педагогов по вопросам методического сопровождения ГИА. 

3.Основные проблемы и пути их решения

В осуществлении методической деятельности ГАУ ДПО «СОИРО» по развитию региональной системы образования актуальными остаются проблемы:

  • повышения профессиональной компетентности методистов муниципальных методических служб по вопросам введения ФГОС ООО;
  • сопровождения и развития профессиональной культуры молодых педагогов;
  • презентации регионального инновационного педагогического опыта на федеральном уровне.

4.Приоритетные задачи на 2016 год:

  • координация методического сопровождения введения ФГОС;
  • обеспечение профессионального развития молодых специалистов региона;
  • создание опережающего научно-методического задела по приоритетным направлениям развития системы образования через участие в проектах межрегионального и федерального уровней.

Наши проекты