Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Саратовский областной институт развития образования»

Научно-инновационная деятельность

Ответственный проректор: 

Научно-исследовательская деятельность в образовании и социальной сфере

1.Цели и задачи, реализуемые в 2015 году

Координация и стимулирование научно-исследовательской и инновационной деятельности образовательных учреждений Саратова и Саратовской области являются одним из приоритетных направлений работы ГАУ ДПО «СОИРО» в рамках комплекса мероприятий (проектов) по модернизации системы образования области.

Главной целью научно-исследовательской деятельности является анализ проблем и перспектив развития регионального образования, интеграция научно-исследовательских и инновационных проектов в региональное образовательное пространство, организация и проведение научных исследований в соответствии с тенденциями развития системы образования в Российской Федерации, использование полученных результатов в процессе переподготовки и повышения квалификации педагогических работников.

В 2015 году основными задачами Института в сфере координации и развития научно-исследовательской деятельности стали:

  • научно-методическое обеспечение приоритетных направлений модернизации региональной системы образования;
  • развитие системы обобщения и распространения эффективного педагогического опыта, инновационных достижений субъектов системы образования области, организация трансляции передового педагогического опыта в образовательную практику повышения квалификации специалистов системы образования;
  • организация консультационной деятельности, проведение научной экспертизы программ, проектов, рекомендаций, других документов и материалов по профилю работы Института и по приоритетным направлениям развития регионального образования;
  • обеспечение качества реализуемых образовательных программ, исследовательских проектов. 

2.Анализ работы по достижению целей и решению задач

В 2015 году определяющим вектором в научно-исследовательской деятельности Института стало усиление прикладной направленности научных исследований и их ориентация на приоритетные направления развития образовательного пространства региона, потребности профессионально-педагогического сообщества в условиях модернизации отечественного образования.

Научно-исследовательская деятельность структурных подразделений Института реализовывалась по следующим тематическим направлениям:

  • теория и практика управления образовательной организацией в условиях системных изменений;
  • социально-психологическое сопровождение образовательного процесса в условиях глобальных изменений системы образования;
  • научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов общеобразовательных учреждений, осуществляющих обучение в области естественных наук;
  • развитие способности педагогов к инновационной работе в условиях модернизации региональной системы образования;
  • научные проблемы и стратегические ориентиры развития системы регионального образования;
  • научное сопровождение инновационных процессов в системе среднего профессионального образования;
  • актуализация проблем становления личностных характеристик педагога в условиях внедрения механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками организаций общего образования;
  • формирование духовной и нравственной культуры участников образовательного процесса;
  • развитие системы школьного математического образования в условиях перехода на новые образовательные стандарты;
  • формирование инновационной образовательной среды в региональной системе дошкольного и начального образования;
  • информационно-коммуникационные технологии как фактор повышения качества образования;
  • научно-методические аспекты модернизации филологического образования на региональном уровне;
  • дистанционные образовательные технологии как фактор повышения качества образования;
  • создание психолого-педагогических условий сопровождения, обеспечивающих психологическое благополучие обучающихся, сохранение их психологического здоровья.

Институтом в 2015 году было организовано и проведено более 40 мероприятий научной направленности (конференций, конкурсов, круглых столов, научно-методических семинаров) различного уровня, среди которых:

  • II Всероссийская научно-практическая конференция «Музейная педагогика в дошкольном экологическом образовании»;
  • X Всероссийская научно-методическая конференция «Школьное математическое образование в XXI веке: концептуальные подходы и стратегические пути развития»;
  • Международная научно-практическая конференция «Единая образовательная среда как фактор социализации обучающихся»;
  • Межрегиональная научно-практическая конференция «Образование и здоровье в современном мире»;
  • X Межрегиональная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы естественно-научного образования».

В соответствии с основными положениями Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Институт в 2015 году принял активное участие в реализации программ поддержки одаренных детей на региональном и муниципальном уровнях. В ходе работы удалось достичь положительной динамики в решении следующего круга задач:

  • определение эффективных психолого-педагогических механизмов поиска и поддержки талантливых детей и молодежи;
  • выявление и поддержка талантливых детей Саратовской области;
  • повышение научной компетентности педагогов в работе с одаренными детьми;
  • развитие системы интеллектуальных и творческих состязаний;
  • привлечение обучающихся к творческой исследовательской и проектной деятельности.

В рамках реализации данного направления было проведено 54 мероприятия, способствовавших развитию интеллектуального и творческого потенциала одаренных обучающихся, в числе которых:

  • региональный тур XIII Всероссийского интеллектуального марафона учеников-занковцев;
  • региональный этап V Всероссийской интеллектуальной олимпиады «Ученик XXI века: пробуем силы – проявляем способности» для младших школьников;
  • VI Межрегиональные Мартыновские чтения;
  • Региональный конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь»;
  • Межрегиональная метапредметная конференция «Удивительный мир научных книг»;
  • III Межрегиональные Пушкинские чтения;
  • V Региональная научно-практическая конференция «Духовность и современность»;
  • V Региональный фестиваль-конкурс «Свой путь к открытиям»;
  • VI Региональный заочный конкурс детского творчества «Возраст делу не помеха!».

Кроме того, активно проходила апробация научных исследований. Педагогические и научные сотрудники Института стали участниками более 100 научно-практических международных, всероссийских и региональных конференций и круглых столов, на которых рассматривался широкий спектр научных проблем.

В 2015 году преподаватели Института приняли участие в реализации 4 научных грантовых проектов. Проблематика проектов обусловлена спецификой направлений научных исследований кафедр и структурных подразделений Института, принимавших участие в данной работе.

Результаты исследований, проводимых сотрудниками Института, нашли отражение в публикациях различного вида (монографии, научные статьи, научно-методические пособия) общим объемом более 119 усл. п.л.

Продолжилась работа по методическому сопровождению и курированию деятельности региональных инновационных площадок по направлениям, связанным с актуальными вопросами регионального образования. На сегодняшний день структурные подразделения Института координируют работу 10 инновационных площадок.

В рамках деятельности региональной научно-консультационной службы «Педагогический поиск» функционирует сеть из 28 муниципальных научных лабораторий (МНЛ), которые организуют проведение инновационной исследовательской работы в 58 образовательных организациях из 19 районов области и г. Саратова. В работе МНЛ принимают участие более 400 педагогов региона.

В минувшем году сотрудниками Института проводилась работа по подготовке диссертационных исследований (6 сотрудников), осуществлялась разработка научно-организационных документов, консультационная, методическая поддержка, связанная с внедрением результатов научно-исследовательской деятельности в работу образовательных учреждений.

Продолжилась работа по развитию перспективных форм научного и творческого сотрудничества Института с научными и образовательными учреждениями региона с целью совместного решения научно-исследовательских задач, расширения научных коммуникаций с региональным и всероссийским научным сообществом. 

3.Основные проблемы и пути их решения

Развитие научно-исследовательской деятельности в Институте предполагает решение ряда проблем:

  • тематика научных исследований структурных подразделений, профессорско-преподавательского состава и сотрудников Института должна ориентироваться на инновационные процессы в региональной системе образования;
  • остается низким уровень активности сотрудников Института в подготовке и защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата/доктора наук;
  • требует дальнейшего развития система повышения квалификации педагогических кадров в сфере организации и проведения научно-исследовательской деятельности.

В рамках обеспечения инновационной образовательной инфраструктуры региона актуальной остается проблема расширения сети региональных инновационных площадок.

Пути решения проблем:

  • приоритетное развитие научных исследований, направленных на совершенствование научно-методического обеспечения образовательного процесса;
  • привлечение научно-педагогических работников Института к выполнению научных исследований, способствующих развитию регионального образовательного пространства;
  • содействие повышению научной квалификации профессорско-преподава-тельского состава;
  • обеспечение качества повышения квалификации и переподготовки специалистов системы образования региона путем активного использования в образовательном процессе результатов научных исследований;
  • выявление педагогических работников, являющихся активными участниками различных конкурсов проектов, с целью демонстрации положительного опыта;
  • активизация сотрудничества с зарубежными университетами и научно-исследовательскими институтами;
  • интенсификация информационного и организационного сопровождения инновационной деятельности образовательных организаций;
  • повышение квалификации педагогов по вопросам реализации инновационного компонента в работе образовательных организаций;
  • включение сотрудников различных структурных подразделений Института в процесс разработки и реализации исследовательских и грантовых проектов для получения практического опыта.

4. Приоритетные задачи на 2016 год:

  • организация и проведение научных исследований, опытно-экспериментальных работ, консультационной деятельности;
  • научно-методическое обеспечение приоритетных направлений модернизации региональной системы образования;
  • развитие системы обобщения и распространения эффективного педагогического опыта, инновационных достижений субъектов системы образования области;
  • обеспечение качества реализуемых образовательных программ, научно-исследовательских и инновационных проектов;
  • развитие перспективных форм научного сотрудничества с научными и образовательными учреждениями региона с целью совместного решения научно-исследовательских задач, расширения использования результатов НИР в практике деятельности образовательных учреждений;
  • углубление научных коммуникаций института с региональным и всероссийским профессиональным научным сообществом с целью совместной разработки и реализации проектов научно-исследовательского сотрудничества, проведения научных конференций и пр.;
  • развитие научно-исследовательской и научно-экспериментальной базы института, поддержка научных коллективов и научно-исследовательских проектов образовательных учреждений региональной системы образования;
  • создание условий для распространения положительного инновационного опыта образовательных организаций региона;
  • представление опыта и результатов инновационной деятельности образовательных организаций и педагогов в рамках региональных, федеральных и международных мероприятий;
  • использование потенциала проектов, реализуемых федеральными и региональными ведомствами для развертывания научно-исследовательской деятельности сотрудников института по приоритетным направлениям инновационного развития системы образования.