Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Саратовский областной институт развития образования»

В Саратове прошла Международная научно-практическая конференция «Единая образовательная среда как фактор социализации обучающихся»

18 февраля 2015 года в городе Саратове по инициативе министерства образования области Саратовским областным институтом развития образования при участии Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского, Дворца творчества детей и молодежи была проведена Международная научно-практическая конференция «Единая образовательная среда как фактор социализации обучающихся», посвященная проблемам успешной социализации личности обучающегося в динамично изменяющемся мире.

Более 500 участников из Москвы, Санкт-Петербурга, Московской, Самарской, Нижегородской, Иркутской областей, Республики Татарстан, а также из Беларуси, Казахстана, Польши, Ирака, Украины, Германии, Туреции и Чехии обсуждали проблемы развития единой образовательной среды, отметили ее место в социализации личности обучающихся, значение общества и социальных институтов в данном процессе.

Работа конференции проходила в рамках десяти тематических секций, среди которых – «Проблема социализации личности в образовательном пространстве», «Методология проектирования и развития образовательных сред», «Социализация обучающихся в условиях инклюзивного образования». Проблематика выступлений затрагивала такие вопросы, как социальная успешность педагога в современном событийном пространстве, дополнительное образование как пространство успешной социализации детства, культурные практики детства. Особое внимание было уделено рассмотрению международного опыта в вопросах социализации детей с особыми образовательными потребностями и детей-инвалидов, представлена система специального образования в Германии для детей с нарушениями развития, позволяющая им социализироваться в обществе.

Свой опыт работы по данному направлению представила и Саратовская область. В своих выступлениях саратовские педагоги пытались ответить на самые острые вопросы, встающие перед ними и их коллегами в связи с проблемой социализации: готовы ли школы принять детей с ограниченными возможностями здоровья, есть ли в школах достаточное количество специалистов, осуществляется ли целевой набор выпускников школ в вузы соответствующие специальности и многие другие.

Участники конференции сошлись во мнении, что создание в образовательных организациях единой образовательной среды для детей, не имеющих проблем со здоровьем, и детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью представляет собой длительный процесс, который включает в себя не только организацию безбарьерной среды, но и готовность педагогов, родителей и детей, готовность нашего общества в целом стать инклюзивным. Интерес вызвали и вопросы, связанные с методологией проектирования и развития образовательных сред для всех уровней образовательной системы – от дошкольного до постдипломного.  

Участники Международной научно-практической конференции «Единая образовательная среда как фактор социализации обучающихся» отметили важность и своевременность рассмотренной проблемы. Происходящая в современном обществе глобализация всех процессов, в том числе и социальных отношений, ставит новые цели социализации человека – на первый план выдвигаются способности аналитического, системного и дискурсивного мышления, развитие адаптивных личностных ресурсов, стрессоустойчивость и толерантное социальное поведение.

В завершении работы конференции участниками была принята резолюция и подготовлены материалы для сборника научных трудов «Единая образовательная среда как фактор социализации обучающихся: материалы международной научно-практической конференции».

Отчет

Наши проекты