Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Саратовский областной институт развития образования»

Развитие системы дополнительного образования на территории Саратовской области

В Саратовской области на сегодняшний день сложилась система дополнительного образования детей и молодежи, представленная организациями государственного и негосударственного сектора. Успешно реализуются различные модели организации дополнительного образования детей на базе организаций культуры, физической культуры и спорта, на базе организаций дополнительного образования детей и общеобразовательных школ в рамках внеурочной деятельности.

В рамках исполнения «майских» указов Президента на федеральном и региональном уровне сформирована необходимая нормативная правовая база, обеспечивающая доступность услуг дополнительного образования детей на базе организаций всех форм собственности и ведомственной принадлежности:

  • федеральные Концепции развития дополнительного образования детей и общенациональной системы выявления и поддержки молодых талантов;
  • региональный план мероприятий
    («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленной на повышение эффективности образования и науки» на 2013-2018 годы и План развития дополнительного образования детей Саратовской области на 2016 – 2020 годы.

Важнейшая задача и новая реальность – увеличение к 2020 году до 75 % доли детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам. С 2013 года  мы хорошо продвинулись  в охвате детей, занимающихся дополнительным образованием, – с 44,6 % в 2013году до  67,7 % по состоянию на сегодняшний день.  Полагаю, что при переходе на односменный режим работы школ будут расширены возможности для развития дополнительного образования детей.

В настоящее время в области функционируют 218 учреждений дополнительного образования. 86 организаций, а это   Дворцы творчества детей и молодежи, Центры и Дома детского творчества, подростковые клубы, находятся в ведении министерства образования. 121 организация находится в ведение культуры и спорта (школы искусств, музыкальные и детско-юношеские спортивные школы).  11 организаций являются  негосударственными.  

Средняя месячная заработная плата педагогов дополнительного образования   в регионе -  20 938 рублей. При этом

отношение средней месячной зарплаты  работников государственных муниципальных образовательных организаций дополнительного образования к средней месячной зарплате учителей Саратовской области (с учетом учреждений образования, находящихся в ведении министерств культуры, молодежной политики, спорта и туризма, социального развития) составляет  101,2 %.

Из всех учреждений дополнительного образования –
50 организаций, которые  реализуют программы по всем шести основным направленностям: туристско-краеведческой, физкультурно-спортивной, художественной, естественно-научной, социально-педагогической, технической. Традиционно наибольшей популярностью у детей, подростков и их родителей пользуются занятия в объединениях физкультурно-спортивной
(961 объединение – 31,9 %) и художественной направленности (1359 объединений – 44,6 %). В объединениях социально-педагогической направленности особо востребованы занятия иностранными языками, развивающие занятия с детьми дошкольного возраста, подготовка детей к школе.

В общеобразовательных учреждениях области действуют 19866 объединений различной направленности (103,5 % к уровню 2014/2015 учебного года). Число школьников, охваченных дополнительными образовательными программами, в 2015/2016 учебном году возросло на 6 % (287,3 тыс. чел.) к уровню 2014/2015 учебного года. При этом количество занимающихся в 2 и более объединениях возросло на 8,4 % (99,5 тыс. чел.).

В целях апробации и внедрения эффективных моделей развития сетевого взаимодействия, расширения спектра дополнительных образовательных программ реализуется экспериментальная и инновационная работа в сфере дополнительного образования детей: действуют 4 инновационные площадки по различным проблемам сетевого взаимодействия и социально-педагогического партнерства на базе 5 учреждений дополнительного образования  (Областной центр экологии, краеведения и туризма, Дворец творчества детей и молодежи г. Саратова, Центр детского творчества Ленинского района  г. Саратова, Дворец творчества детей и молодежи Энгельсского района, Центр детского творчества Кировского района г. Саратова)

По итогам регионального этапа Всероссийского конкурса дополнительных общеобразовательных программ 2016 года
25 дополнительных общеобразовательных программам получили статус авторских, 15 программ по шести номинациям стали победителями и призерами.

Из всех направлений дополнительного образования наиболее востребованы программы художественной и физкультурно-спортивной направленностей. Высокая результативность деятельности объединений художественной направленности подтверждается их ежегодными победами. Ряд ярких побед одержали обучающиеся и педагоги в 2016 году: образцовый художественный коллектив ансамбль эстрадного танца «Импульс» муниципального учреждения дополнительного образования – Центр внешкольной работы  г. Маркса стал лауреатом I степени международного конкурса-фестиваля «Vivat, таланты!» и IV Всероссийского конкурса-фестиваля «Танцующая планета».

Лучшие творческие коллективы представляют нашу область не только на всероссийском, но и международном уровнях. Например, театральный клуб «Маска» Дворца творчества детей и молодежи г. Саратова занял I место на II Международном фестивале молодежных театров «32 мая».

Не могу не отметить работу учреждений дополнительного образования с одаренными детьми.

В системе дополнительного образования Саратовской области детям и подросткам предоставляется возможность попробовать свои силы в разнообразной деятельности, направленной на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом,  научно-исследовательской и социально значимой деятельностью.

Саратовский областной институт развития образования является организатором ряда региональных проектов для одаренных детей. Среди них традиционный региональный конкурс художественного творчества «Ветер перемен». В 2016 году конкурс был посвящен празднованию 80-летия Саратовской области и проходил по теме «Что может быть милей, бесценнее родного края?».

В последнее время большую значимость приобретает включение детей с особыми образовательными потребностями и детей-инвалидов в систему дополнительного образования.

В Саратовской области накоплен обширный опыт в области инклюзивного образования. Так, в регионе на базе Саратовского областного института развития образования работает Региональный центр практической психологии и инклюзивного образования, успешно функционирует Региональный центр дистанционного образования детей-инвалидов. В 2016 году в рамках государственной программы РФ «Доступная среда» на 2011 – 2020 гг. выделено 1616,9 тыс. руб. (1131,8 тыс. руб. – федеральные средства, 323,4 тыс. руб. – областные, 161,7 тыс. руб. – муниципальные) на создание безбарьерной среды и оснащение соответствующим оборудованием учреждений дополнительного образования.

Реализуются адаптивные дополнительные образовательные программы: «Наш друг и целитель – Природа», «Мир в твоих руках» (Дворец творчества детей и молодежи г.Энгельса). Организуются волонтерские проекты, ориентированные на развитие творческих способностей детей с ограниченными физическими возможностями здоровья и их реабилитацию посредством художественного творчества. В рамках волонтерского проекта «Мы вместе» (Центр развития творчества детей и юношества г. Пугачева) организована совместная деятельность детей-инвалидов, их здоровых сверстников, педагогов, родителей и волонтеров, итогом которой стали творческие мастерские по изготовлению сувениров, открыток к праздничным датам, конкурсы рисунков, игровые программы, выступления кукольного театра.

Я остановлюсь на направлениях дополнительного образования, которым в настоящее время уделяется особое внимание. К ним относятся: научно-техническая  и туристско-краеведческая направленности. Это наиболее проблемные направления. Долгое время система дополнительного образования страдала от хронического недофинансирования. Это привело к износу и устареванию материально-технической базы учреждений дополнительного образования. Инфраструктура организаций дополнительного образования ветхая, что ограничивает возможности для реализации современных программ. Сегодня в школе дети работают с интерактивными и 3D досками, цифровыми микроскопами, а приходя в учреждение дополнительного образования, как и 20 лет назад, мастерят модели кораблей и самолетов.

Несмотря на имеющиеся трудности, в 2016 году нам удалось увеличить количество детей, занимающихся по дополнительным образовательным программам научно-технической направленности, до 12,5 % (по России – 10 %). При этом в учреждениях дополнительного образования удельный вес объединений научно-технического и спортивно-технического творчества составляет всего лишь 7,3 % (6,3 тыс. человек). Результата в 12,5% мы добились благодаря развитию объединений научно-технической направленности в общеобразовательных учреждениях.

Это стало возможным  благодаря интеграции всех имеющихся материально-технических ресурсов, сетевому взаимодействию, дистанционным формам обучения, проведению областных соревнований и  мероприятий, вовлекающих детей в этот вид деятельности. В качестве  примера удачной интеграции имеющихся ресурсов хочу привести центры молодежного инновационного творчества (ЦМИТ), которые обладают богатой материально-технической базой и специализированными кадрами. В настоящее время в Саратове и городах Саратовской области (г. Энгельс, г. Балаково, г. Петровск) создано 11 Центров молодежного инновационного творчества. Они оснащены не только современным оборудованием (3D-принтеры и сканеры, станки лазерной резки, станки с программным управлением), но и современными информационно-методическими материалами. ЦМИТы организуют кружки дополнительного образования  в области технического творчества для школьников и студентов  по робототехнике, информационным технологиям и техническому моделированию. В Саратове образовательные  организации заключили договоры на совместную деятельность с центром технического творчества «Инженеры будущего» на базе ЗАО «СЭЗ им. Серго Орджоникидзе», ООО «Центр творческой молодежи «ПРЕСТИЖ» при ОАО «Нефтемаш»-САПКОМ, ЦМИТами «Фаблаб» СГТУ им. Ю.А. Гагарина, что позволяет ребятам развивать свои творческие способности на инновационных технических средствах и создавать своими руками технические модели в 3D формате.

Подтверждением эффективности предпринятых мер   являются успешные выступления на всероссийских и международных конкурсах: Международном фестивале детского и юношеского творчества «От винта» (г. Москва), Всероссийском детском конкурсе научно-исследовательских работ «Первые шаги в науке», Всероссийском молодежном робототехническом фестивале «РобоФест», площадке работ юных изобретателей Международного интеллект-фестиваля школьников «Политика вокруг нас».

Кроме того, проводится целый цикл мероприятий, например, областной фестиваль робототехники «RoboМир – Саратов», семинары по реализации технической направленности для педагогов дополнительного образования и специалистов образовательных учреждений; конкурсы методических разработок и общеобразовательных программ, что способствует формированию системы работы по развитию технического творчества детей и подростков в регионе.

Что касается туристско-краеведческой направленности, то особенно остро стоит вопрос об отсутствии условий для организации безопасных походов, туристических слетов и экспедиций школьников. После известных карельских событий значительно ужесточены требования к условиям проведения туристских и краеведческих походов, организации маршрутов, туристическому инвентарю и снаряжению.

Поэтому сегодня туристско-краеведческая направленность реализуется через такие формы работы, как археологические чтения, краеведческие конференции, смотры школьных музеев, соревнования школьников по пешеходному туризму, узкопрофильные и комплексные экскурсии, учебно-тренировочные занятия.

Можно с уверенностью сказать, что в области большое внимание уделяется массовой туристско-краеведческой работе. Проводятся соревнования по спортивному туризму: областной слет туристов «Золотая осень», «Кубок Скорпиона», первенство Саратовской области по горному туризму, областные соревнования среди обучающихся по спортивному туризму в закрытых помещениях, соревнования среди школьников «Школа безопасности», областной смотр-конкурс школьных музеев «Хранитель памяти», Деревягинские чтения по древней истории Саратовского края и др. Традиционными стали туристические слеты для педагогов и детей.

Особое внимание к системе дополнительного образования создает благоприятный климат к развитию не только государственного, но и негосударственного сектора дополнительного образования детей. Речь идет, прежде всего, об использовании ресурсов социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО).  По данным регионального министерства экономического развития, 144 СОНКО оказывают услуги  дополнительного образования детей и взрослых (согласно имеющимся у них лицензиям на осуществление образовательной деятельности). Но только 11 из них ведут дополнительные образовательные программы для детей. Это катастрофически мало, поэтому мы предпринимаем сейчас шаги по обеспечению доступа для СОНКО к бюджетному финансированию дополнительных образовательных программ для детей. Это будет способствовать росту частных инвестиций в сферу дополнительного образования детей, а самое главное – вовлечению новых кадров для создания востребованных программ.

Таким образом, работа в системе развития дополнительного образования детей и молодежи Саратовской области продолжится в 2017 году.

В заключение хочу всех поблагодарить за проводимую совместную работу, которая направлена на развитие нового поколения хорошо образованных, духовно богатых, деятельных молодых людей.

Прикрепленные файлы: 

Наши проекты