Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Саратовский областной институт развития образования»

Конференция «Географические компетенции – ключевое звено социальной адаптации»

Гришечко А.В., сотрудник кафедры гуманитарного и эстетического образования, приняла участие в работе конференции «Географические компетенции – ключевое звено социальной адаптации», которая состоялась 22 июня в Москве. Ведущие специалисты и эксперты в области географического образования, а также сотрудники издательств «Просвещение» и «Бином. Лаборатория знаний» выступили с докладами перед участниками конференции и ответили на множество вопросов, относящихся к состоянию преподавания школьной географии:

  • В.П. Дронов, доктор географических наук, профессор, первый проректор МПГУ, академик-секретарь РАО;
  • А.А. Лобжанидзе, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой «Экономическая и социальная география» имени академика РАО В.П. Максаковского МПГУ;
  • В.В. Барабанов, научный сотрудник Центра социально-гуманитарного образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», старший научный сотрудник ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений», руководитель федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по географии;
  • А.И. Алексеев, доктор географических наук, профессор Московского государственного университета;
  • Э.В. Ким, старший преподаватель кафедры естественно-научного образования МИОО, заслуженный учитель РФ, лауреат Гранта Правительства Москвы в номинации «Науки и технологии в образовании» 2006 года;
  • В.В. Копылова, вице-президент по редакционно-издательской деятельности АО «Управляющая компания «Просвещение»;
  • О.А. Панасенкова, кандидат педагогических наук, главный редактор издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний».

В докладах были освещены вопросы нормативно-правового обеспечения модернизации школьного географического образования, актуальные вопросы содержания школьной географии, особенности контрольно-измерительных материалов ЕГЭ, ОГЭ и всероссийских проверочных работ по географии.

Вторая часть конференции прошла в форме круглого стола, где участники обозначили ряд острых проблем, решение которых возможно только общими усилиями всего педагогического сообщества:

  1. проблема региональной части курса «География России» (8–9 классы), нормативно-правовое закрепление которой в настоящее время отсутствует (она не обозначена ни во ФГОС ООО, ни в ПООП ООО), необходимо предусмотреть время на изучение региональной части курса и нормативно закрепить его;
  2. проблема практических работ на уроках географии. В школьной географии практическая работа носит, как правило, обучающий характер и является частью любого урока, поэтому нецелесообразно формализовывать процесс ее проведения (написание отчета, выставление оценок всем ученикам и др.). Необходимо привести содержание обязательных практических работ в соответствие с требованиями к предметным и метапредметным умениям учеников, предъявляемыми на государственной итоговой аттестации;
  3. актуальная проблема организации практической, проектной и исследовательской деятельности учеников с помощью географической карты. Целесообразно разработать и поддерживать в актуальном состоянии методические рекомендации для учителей по организации подобной работы.

Наши проекты