Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Саратовский областной институт развития образования»

3 июля в Москве состоялось годовое собрание Российского исторического общества, посвященное 5-летию его воссоздания

Участников собрания поздравил В.В. Путин. Президент страны считает, что общество «…бережно хранит традиции, завещанные предшественниками, последовательно и системно формирует историческую культуру, воспитывает у подрастающего поколения активную гражданскую позицию…»

Председатель Российского исторического общества, директор Службы внешней разведки Российской Федерации С.Е. Нарышкин сообщил, что данные социологических опросов свидетельствуют о растущем интересе общества к истории.

«Наша главная задача сегодня – это развитие исторического просвещения, формирование исторической культуры нашего общества, – сказал С.Е. Нарышкин. – Истории в школах необходимо уделять больше внимания, потому что многие ее по-прежнему знают неважно».

Он отметил, что история должна войти в число обязательных экзаменов. В России ЕГЭ является одновременно и выпускным экзаменом в школе, и вступительным экзаменом в вуз. Обязательными для получения аттестата об окончании российской школы являются ЕГЭ по русскому языку и математике. В 2020 году в число обязательных предметов планируется ввести отечественную историю, а с 2022 года – иностранный язык.

Министр образования и науки Российской Федерации О.Ю. Васильева в своем выступлении отметила, что была проведена экспертиза всех учебников по истории России, которые находились в федеральном перечне учебников, на соответствие концепции историко-культурного стандарта.

«В результате огромной работы из федерального перечня было исключено 38 учебников, которые не соответствовали концепции историко-культурного стандарта», – сказала О.Ю. Васильева.

Министр уточнила, что 14 учебников были включены в федеральный перечень и входят в три новые разработанные линейки учебников истории.

Последними данными по результатам единого госэкзамена по истории поделился руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов.

«Что отрадно видеть, у нас в два раза в этом году сократилось количество непреодолевших минимальную границу, увеличилось на 2 % количество высокобалльников. Большую роль в улучшении результатов сыграл проект «Я сдам ЕГЭ»: в некоторых регионах, участвовавших в проекте, количество участников ЕГЭ по истории, которые не смогли набрать минимальный пороговый балл, сократилось в 3–4 раза», – сообщил Сергей Кравцов.

По его словам, участники ЕГЭ 2017 года сравнительно хорошо выполнили задания по работе с историческими источниками, продемонстрировали хорошее знание исторических фактов. Стабильны показатели выполнения заданий по работе с исторической картой. Эксперты, проверявшие развернутые ответы, отмечают, что выпускники пытались выполнить практически все задания, даже самые сложные, в то время как в предыдущие годы некоторые к таким заданиям даже не приступали.

Наиболее сложным для участников ЕГЭ по истории остается задание на аргументацию. Трудности вызвали и задания на работу с иллюстративным материалом, знание исторических персоналий, процессов и фактов всеобщей истории.

С.С. Кравцов сообщил, что историю на итоговой аттестации в 9 классах пока выбирает мало учащихся. В этом году данный предмет сдавали всего 10 % участников экзаменов.

Всероссийские проверочные работы (ВПР) по истории в этом году писали учащиеся 5 и 11 классов.

Выполнение ВПР показало, что школьники 5 и 11 классов недостаточно знают историю своего родного края, известных исторических деятелей, у них недостаточно развито умение устанавливать причинно-следственные связи исторических событий, анализировать разные виды источников исторической информации. «Решение этого вопроса мы видим в возвращении минимума содержания образования в школьную программу. Минимум уже подготовлен министерством, и я уверен, что его принятие кардинально изменит ситуацию», – сказал глава Рособрнадзора.

По его словам, в следующем учебном году планируется проведение обязательных проверочных работ по истории в 5 классах, добровольных – в 6 классах. Возможно, проверочная работа будет также обязательна для 11-классников, которые не выбрали историю для сдачи ЕГЭ.

На общем собрании Российского исторического общества его председатель С.Е. Нарышкин и исполнительный директор фонда «История Отечества» К.И. Могилевский вручили награды победителям и призерам Всероссийского конкурса «История в школе: традиции и новации». Победителем конкурса среди участников от Приволжского федерального округа стала учитель истории из МБОУ «СОШ № 1 г. Петровска Саратовской области» О.В. Гусева.

В работе ежегодного собрания Российского исторического общества принял участие заведующий кафедрой гуманитарного и эстетического образования ГАУ ДПО «СОИРО» В.Г. Петрович.

Наши проекты