Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Саратовский областной институт развития образования»

Кафедра социальной психологии образования

Заведующий кафедрой: 
Основные направления деятельности
  • Научно-исследовательское (поддержка инновационных процессов в образовательном пространстве региона )
  • Методическое (обеспечение содержания образования необходимым социально-психологическим инструментарием) – выработка психологических навыков и умений, ориентированных на педагогическую практику
  • Образовательное (обучение всех категорий работников образования и др. слушателей) – формирование базовых знаний в области социально-психологических вопросов образовательной практики

1. Научно-исследовательская деятельность кафедры

1.1. Социально-психологическое сопровождение образовательного процесса. Научно-методическое обеспечение практической психологии и социологии образования 

  • Вопросы возрастной психологии, закономерности изменений и развития личности ребенка
  • Вопросы социальной психологии – конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе, социально-психологическая адаптация подростка и образовательный процесс, развитие коммуникативных навыков преподавателя, социализация и развитие личности
  • Проблемы социально-психологической безопасности образовательной среды
  • Вопросы социологии образования

1.2. Социально-психологические проблемы здоровья участников образовательного процесса 

  • Научно-методическое сопровождение региональной образовательной программы «Основы здорового образа жизни»
  • Социально-психологические вопросы сохранения здоровья учителя и профилактика «профессионального выгорания»
  • Психологическое сопровождение образовательного процесса в рамках здоровьесберегающих технологий

1.3. Социально-психологические проблемы детей с ограниченными возможностями 

  • Вопросы специальной психологии и социальные аспекты работы с нетипичными детьми
  • Дизонтогении по типу стойкого общего недоразвития, задержанного развития, поврежденного, искаженного и дефицитарного развития
  • Основы интегративной диагностики отклоняющегося развития
  • Проблемы инклюзивного образования

1.4. Профилактика социально-психологического неблагополучия в условиях образовательной среды 

  • Научно-методические основы психопрофилактических программ в образовательных учреждениях
  • Социально-психологические основы профилактики всех форм зависимостей (алкоголизм, наркомания, ВИЧ/СПИД-инфекция, игрозависимость, интернет-зависимость и т.д.); философские, психологические и медицинские аспекты проблемы химических и эмоциональных зависимостей
  • Проблемы агрессивного поведения детей и подростков; социально-психологические основы профилактики суицидальных намерений
  • Профилактика социального сиротства

1.5. Гендерные аспекты современного образования 

  • Социокультурные условия формирования гендерных установок учащихся
  • Ценностные ориентации учащихся и гендерные факторы развития личности
  • Профессиональная позиция учителя в контексте гендерных отношений в условиях образовательных учреждений
  • Научно-методические основы гендерного подхода в образовании

2. Методическая деятельность кафедры

Основная задача – методическая поддержка деятельности специалистов образования психолого-педагогической медико-социальной службы сопровождения образовательных учреждений; формирование банка данных диагностических и коррекционных программ для педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, учителей коррекционных образовательных учреждений, разработка методических пособий для учителей по проблемам социально-психологической поддержки образовательного процесса. 

Кроме этого, в задачу методической службы кафедры входит обеспечение организации службы социально-психологического сопровождения системы образования Саратовской области и осуществление экспертизы профессиональной деятельности психологов системы образования, учителей-дефектологов, учителей-логопедов, социальных педагогов.

3. Образовательная деятельность кафедры

К основным принципам построения учебно-методической работы кафедра относит: научность, системность, комплексность, ориентацию на практическое решение социально-психологических задач, принцип активизации имеющегося профессионального потенциала слушателей, принцип обратной связи. 
Учебно-методическая работа кафедры может быть ориентирована на две категории слушателей: 

1) на базе кафедры:

  • педагоги-психологи ОУ, 
  • педагоги-психологи ДОУ; 
  • психологи ППМС-центров и центров помощи молодежи; 
  • учителя-дефектологи;
  • учителя-логопеды;
  • учителя коррекционных образовательных учреждений;
  • сотрудники детских домов и школ-интернатов;
  • учителя ОЗОЖ;

2) на базе института: 

  • руководители ОУ;
  • учителя-предметники;
  • педагоги ДОУ (воспитатели, заведующие, муз. руководители);
  • учителя начальных классов;
  • воспитатели ОУ;
  • УДО;
  • методисты.

Образовательная деятельность кафедры осуществляется через систему постоянно действующих семинаров, курсы повышения квалификации специалистов системы образования, а также в рамках профессиональной переподготовки  для получения педагогами новой квалификации по программам: « Педагог-психолог системы образования», «Учитель-логопед», «Педагог коррекционного учреждения».

О кафедре

Кафедра социологии и психологии существует с 01.09.2010 г. и является правопреемницей кафедры психологии, которая была создана в 2000 г. и может рассматриваться как старейшая кафедра института с богатыми традициями, солидным научным и методическим капиталом. На момент создания основной целью работы кафедры являлось повышение психологической компетентности всех участников образовательного процесса. Цель эта реализовывалась (и реализуется) в рамках дополнительных образовательных программ института.

Однако требования, предъявляемые к системе дополнительного профессионального образования, предполагают не только трансляцию академических знаний по психологии, но и разработку прикладных аспектов социально-психологических проблем. Поэтому научная и методическая работа кафедры постепенно выстраивалась в соответствии с этим запросом вокруг как психологических, так и социальных проблем образования – социально-психологической адаптации, формирования основ здорового образа жизни, развития социально-психологической компетентности участников образовательного процесса, гендерных основ образовательной деятельности и т.д.

Контактная информация:

Телефон: +7 (8452) 28-25-24 (доб. 117), E-mail: psisar@mail.ru