Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Саратовский областной институт развития образования»

90 летие

nadpis_90_let_1.png

Переключатель на версию для слабовидящих

Образовательная деятельность

Ответственный проректор: 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

Анализ результатов за 2018 год

 

Основные задачи по модернизации системы дополнительного профессионального педагогического образования на 2018 год и ближайшие годы были сформулированы в письме Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России от 27 декабря 2017 года N 08-2739 «О модернизации системы дополнительного педагогического образования в Российской Федерации».

Одним из приоритетных направлений развития системы образования была заявлена подготовка к введению национальной системы учительского роста (далее – НСУР), разрабатываемой в соответствии с поручением Президента РФ.

НСУР основана на профессиональном развитии педагогов в соответствии с требованиями профессиональных стандартов и предполагает модернизацию педагогического образования, в том числе дополнительного профессионального образования (далее – ДПО) педагогических кадров.

В связи с этим главными направлениями совершенствования системы и содержания дополнительного профессионального педагогического образования в 2018 году стали:

– учет актуального уровня качества образования обучающихся по результатам внешних оценочных процедур (ЕГЭ, ГИА, ВПР, региональных мониторингов) и диагностики профессиональной квалификации учителей при разработке и реализации дополнительных профессиональных программ;

– учет числа педагогов, показавших низкий уровень владения профессиональными компетентностями и нуждающихся в курсовой подготовке с очной формой обучения и объемом не менее 100 часов;

– соответствие тематики и содержания ДПП актуальным приоритетам повышения квалификации педагогов в связи с результатами оценки качества образования в регионе;

– оценка направленности ДПП на профессиональное развитие учителя по всем блокам профессиональных педагогических компетенций: предметному, методическому, психолого-педагогическому и коммуникативному;

– применение диагностики предметной компетентности учителя как элемента входного контроля при проведении курсовой подготовки;

– создание организационных механизмов и правовой базы сетевого взаимодействия СОИРО с Региональным центром оценки качества образования (РЦОКО), организациями высшего и среднего профессионального образования, муниципальными органами управления образованием, образовательными организациями, предметными методическими объединениями всех уровней для реализации персонифицированного повышения квалификации учителей посредством совместной образовательной деятельности, информационной, тьюторской, методической, консультационной поддержки развития педагогов.

В 2018 году в сфере образовательной деятельности ГАУ ДПО «СОИРО» прежде всего решалась задача наиболее полного удовлетворения запроса образовательных организаций и педагогов на дополнительное профессиональное образование в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Наиболее востребованными в 2018 году оказались дополнительные профессиональные программы, направленные на формирование и развитие важнейших профессиональных компетентностей педагогических работников по следующим направлениям:

– обучение, воспитание и социализация учащихся с ограниченными возможностями здоровья;

– работа руководителей и учителей-предметников школ с низкими образовательными результатами по достижению более высоких результатов государственной итоговой аттестации;

– совершенствование деятельности экспертов предметных комиссий Саратовской области с целью преодоления рассогласованности при проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного и среднего общего образования;

– сопровождение школ-пилотов, приступивших с 1 сентября 2017 года к внедрению ФГОС среднего общего образования (СОО): курсы повышения квалификации для руководителей этих школ (140), постоянно действующие семинары для учителей-предметников;

– повышение квалификации педагогов дополнительного образования и организаторов внеурочной деятельности.

Обновление дополнительных профессиональных программ, реализуемых институтом, было направлено на соответствие требованиям профессиональных стандартов педагогов различных специализаций по мере вступления их в действие.

Была продолжена работа по расширению спектра дополнительных общеобразовательных программ и дополнительных профессиональных программ, реализуемых средствами сетевого взаимодействия.

Работа профессорско-преподавательского состава ГАУ ДПО «СОИРО» строилась на основании:

– системно-деятельностного подхода к содержанию дополнительного профессионального образования, интерактивных организационных форм (стажировки, практики, творческие мастерские и т.д.);

– персонификации повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов с целью удовлетворения образовательного запроса;

– применения в образовательном процессе дистанционных, информационно-коммуникационных технологий.

Планирование и реализация курсовой подготовки были проведены в полном соответствии с заявками муниципальных районов и образовательных организаций.

Всего в 2018 году было обучено 21126 слушателя, в том числе по продолжительности обучения:

 

Продолжительность повышения квалификации

Число слушателей

Краткосрочные курсы (22–98 часов)

3687

Курсы повышения квалификации (100–144 часа)

5818

Профессиональная переподготовка (свыше 250 часов)

344

Семинары (6–18 часов)

11277

ИТОГО:

21126

 

Государственное задание института по государственной услуге «реализация дополнительных профессиональных программ повышения квалификации» включало обучение 8778 слушателей в рамках курсовой подготовки. Фактически было обучено 9505 работников образования, в том числе за счет средств регионального бюджета – 8873 (93,4 % от общего числа обученных в 2018 году), на стажировочных площадках – 319 (3,4%), по индивидуальным договорам – 278 (2,9 %), субсидия – 35 (0,3 %). Перевыполнение государственного задания составило 8,2 %.

Повышение квалификации в рамках семинаров прошли 11277 работников образования, в том числе по источникам финансирования:

 

Источник финансирования

Число слушателей

Доля от общей численности педагогических работников, обученных в 2018 году (%)

Региональный бюджет:

– государственное задание СОИРО;

– государственный контракт (педагоги организаций среднего профессионального образования, работники детских оздоровительных лагерей и т.д.)

 

10767

415

 

95,5

4,0

Индивидуальные договоры со слушателями

95

0,5

ИТОГО:

11277

100

 

Профессиональную переподготовку на договорной основе с присвоением новой квалификации прошли 344 работника образования.

Основным направлением модернизации содержания дополнительных профессиональных программ в 2018 году оставалась подготовка педагогов к работе в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального, основного и специального общего образования. В содержание ДПП были внесены аспекты, связанные с внедрением профессиональных стандартов различных групп педагогических работников (педагог, воспитатель, психолог, учитель-дефектолог). Важным направлением является работа с учителями-предметниками, направленная на повышение качества подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации.

Было разработано и утверждено 197 дополнительных профессиональных программ для различных категорий слушателей, в том числе – 176 ДПП повышения квалификации и 21 ДПП профессиональной переподготовки.

По указанным ДПП обучены следующие категории слушателей:

 

Категория слушателей

Число слушателей

Руководители образовательных учреждений и их заместители

792

Руководители и педагогические работники дошкольных образовательных учреждений (ДОУ)

952

Учителя начальных классов

690

Учителя-предметники,

в том числе:

5024

учителя математики

401

учителя русского языка и литературы

481

учителя иностранного языка

386

учителя химии

144

учителя биологии

136

учителя физики

257

учителя истории и обществознания

390

учителя географии

163

учителя информатики

и другие категории

208

2458

Эксперты региональных предметных комиссий ГИА (ЕГЭ и ОГЭ)

848

Педагоги-психологи, учителя-логопеды, дефектологи, социальные педагоги

678

Педагоги дополнительного образования

389

Педагогические работники системы среднего профессионального образования

476

ИТОГО:

9849

 

В повышении квалификации учителей-предметников школ с низкими образовательными результатами (НОР) и учителей, чьи ученики не преодолели пороговый балл на ГИА, приняли участие 285 слушателей.

В обучении экспертов региональных предметных комиссий государственной итоговой аттестации (ГИА) участвовало 848 слушателей.

 

Данные ежегодного социологического опроса слушателей курсов повышения квалификации ГАУ ДПО «СОИРО»

В социологическом опросе в период с марта по декабрь 2018 года приняли участие 1569 слушателей курсов повышения квалификации, что составляет 23,8 % от общей численности слушателей, прошедших курсы повышения квалификации с использованием дистанционных образовательных технологий. У каждого из них была возможность выразить свое мнение в личном кабинете, работа в котором является обязательным условием успешного прохождения курсов.

Наибольшее количество слушателей было опрошено на кафедре дошкольного и начального образования (434).

90,2 % респондентов – женщины; 9,8 % – мужчины.

Возраст:

– до 29 лет – 7,9 % (на 1,4 % больше, чем в 2017 году);

– от 30 до 54 лет – 74,0 %, в том числе max 20,3 % – от 45 до 49 лет;

– 55 и старше – 18,1 %.

Образование:

– высшее специальное образование по направлению «Образование и педагогика» (бакалавриат, специалитет, магистратура) – 53,5 %;

– высшее образование и профессиональная переподготовка по направлению «Образование и педагогика» – 18,9 %;

– высшее образование по другому направлению (бакалавр, магистр, специалист) – 9,6 %;

– среднее профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» – 11,5 %;

– среднее профессиональное образование по другому направлению – 2,5 %;

– среднее профессиональное образование и переподготовка по направлению «Образование и педагогика» – 2,5 %.

Педагогический стаж:

– менее 5 лет – 10,8 %;

– от 5 до 10 лет – 13,3 %;

– от 11 до 20 лет – 22,9 %;

– от 21 до 30 лет – 31,1 %;

– более 30 лет – 21,9 %.

Квалификация:

– высшая категория – 21,5 %;

– первая категория – 42,5 %;

– соответствие занимаемой должности – 21,2 %;

– без категории – 14,3 %;

По составу опрошенных слушателей можно судить о структуре педагогического корпуса региона.

Удовлетворенность слушателей качеством образовательного процесса представлена в таблице:

 

Критерии (утверждения)

«Да» (%)

Скорее «да», чем «нет» (%)

В целом положит. (%)

Содержание учебного материала соответствует тематике дополнительной профессиональной программы (ДПП)

77,3

20,3

97,6

Содержание ДПП актуально, ново и своевременно

74,6

23,0

97,6

ДПП является практико-ориентированной

68,6

27,7

96,3

ДПП ориентирована на преодоление дефицитов профессиональной деятельности

63,7

31,0

94,7

Преподаватели используют активные методики обучения

74,2

22,2

96,4

Преподаватели на занятиях систематически применяют информационные технологии обучения

78.4

15,6

94,0

Применяемые преподавателями параметры и критерии оценивания позволяют слушателям объективно определять свои успехи и обеспечивают наглядную демонстрацию их достижений

66,2

24,2

90,4

Преподаватели создают условия для самосовершенствования и саморазвития слушателей

77,1

17,8

94,9

Преподаватели излагают материал ясно, доступно и последовательно

82,8

13,6

96,4

Стиль ведения занятий способствует восприятию и усвоению материала

78,4

17,1

95,5

Я буду рекомендовать своим коллегам повышение квалификации в ГАУ ДПО «СОИРО»

78,56

17,81

96,37

 

В 2018 году участникам опроса было предложено определить самую эффективную, по их мнению, форму обучения. Слушатели наиболее высоко оценили очно-заочную (47,3 %) и очную (41,1 %) формы. Дистанционную форму обучения, вопреки ожиданиям, эффективной считают 9,6 %, а заочную форму – лишь 0,6 % педагогов.

В ходе исследования выяснилось, что мнение о максимально эффективной форме обучения далеко не всегда совпадает с мнением о предпочтительной (удобной) форме. Ожидаемо, наиболее предпочтительной для слушателей оказалась очно-заочное обучение (45,9 %), в то время как недостаточно высоко оцененная по эффективности дистанционная форма обучения оказалась на втором месте (28,4 %). При этом признанную весьма эффективной очную форму удобной признали 21,5 % опрошенных слушателей. Заочная форма была признана не только малоэффективной, но и недостаточной удобной (3,1 %).

Заключительным блоком социологического опроса стали вопросы, связанные с рефлексией педагогических работников по итогам обучения на КПК. Исследование показало: 68,1 % слушателей считают, что уровень их профессиональной компетенции существенно повысился; 22,4 % − что повысился незначительно; 1,1 % − что остался неизменным; 7,2 % респондентов затруднились с определением изменения своих компетенций.

Отвечая на вопрос о выборе организации для дальнейшего повышения квалификации, большинство слушателей (96,9 %) опрошенных планирует и в дальнейшем повышать свою квалификацию в Саратовском областном институте развития образования. Однозначно рекомендовали бы своим коллегам обучение по дополнительным профессиональным программам в ГАУ ДПО «СОИРО» 78,1% слушателей, прошедших курсы повышения квалификации.

Учитывая полученные результаты, можно констатировать, что образовательная услуга по дополнительному профессиональному образованию руководящих и педагогических работников Саратовской области предоставлялась институтом в 2018 году на должном уровне и положительно оценивалась целевой аудиторией.

 

Главной задачей 2019 года станет реализация и достижение целевых показателей федеральных проектов национального проекта «Образование».

Региональный проект «Современная школа» предусматривает повышение квалификации педагогов, которые будут осуществлять работу с учащимися в Центрах образования цифрового и гуманитарного профилей, открытых в 63 школах, расположенных в сельской местности и в малых городах Саратовской области.

Региональный проект «Успех каждого ребенка» включает повышение квалификации педагогов дополнительного образования детей.

Региональный проект «Цифровая образовательная среда» предполагает подготовку работников, привлекаемых к образовательной деятельности в рамках онлайн-обучения.

Региональный проект «Учитель будущего» предусматривает подготовку педагогических работников систем общего образования и дополнительного образования детей к добровольной независимой оценке профессиональной квалификации.

Наши проекты