Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Саратовский областной институт развития образования»

90 летие

nadpis_90_let_1.png

Переключатель на версию для слабовидящих

Экспертно-аналитическая деятельность

Экспертно-аналитическая деятельность ГАУ ДПО «СОИРО»

В соответствии с поставленными задачами программы развития ГАУ ДПО «СОИРО» на 2016-2020 годы, с приоритетными национальным проектом «Образование» и региональными образовательными проектами с января 2019 года работа организована по следующим направлениям:

−       прикладные исследования в сфере образования, диктуемые потребностями развития региона;

−       организационное сопровождение электронных мониторингов и анализ реализации федеральных Концепций и государственных программ;

−       развитие единого информационного пространства региональной системы образования;

−       формирование и укрепление меж – и внутриведомственного взаимодействия с целью повышения качества предоставляемых образовательных услуг.

Выполняя поставленные задачи, сотрудники Института осуществляют организационно-методическую поддержку и техническое сопровождение исследований, направленных на повышение качества образования.

  1. Электронные мониторинги

По состоянию на 1 января 2019 года участниками электронных мониторингов, проводимых на портале региональной мониторинговой системы КОЭРСО, являются 1843 учреждение области. Из них 813 учреждений дошкольного образования, 903 школ, 47 образовательных организаций среднего профессионального образования и 80 учреждений дополнительного образования.

С января по июнь 2019 года на портале региональной мониторинговой системы КОЭРСО проведены электронные мониторинги исполнения планов мероприятий федеральных документов, направленных на обеспечение государственной поддержки, доступности и непрерывности образования:

  • Концепции развития математического образования в Российской Федерации на территории Саратовской области в 2019 году;
  • Концепции развития дополнительного образования детей;
  • Концепции федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
  • Концепции развития педагогических кадров Саратовской области на 2018-2022 годы;
  • Государственной Программы Саратовской области «Развитие физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики на 2014-2020 годы» (постановление Правительства Саратовской области 3.10.2013г.
    № 526-П);
  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 413 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;
  • Письма Министерства просвещения РФ «О проведении мониторинга готовности общеобразовательных организаций субъекта РФ к изучению предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» в 2019/2020 учебном году»;
  • Письма Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства просвещения РФ от 16 ноября 2018 года № 03-341 «О проведении мониторинга по вопросам защиты персональных данных обучающихся»;
  • Письма Министерства труда и социальной защиты РФ от 6 сентября 2018 года № 13-6/10В-6833 «О проведении ежегодного мониторинга показателей доступности лиц с ОВЗ и инвалидностью объектов и предоставляемых услуг в сфере образования»;
  • Письма Управления по взаимодействию с правоохранительными органами и противодействию коррупции Правительства Саратовской области  от 26 марта 2019 года №05-02/932 «О проведении мониторинга в сфере профилактики правонарушений»;
  • Письма Министерства образования Саратовской области от 1 апреля 2019 года № 01-26/2295 «О проведении мониторинга эффективности организации школьных и муниципальных этапов «Президентских состязаний» и «Президентских спортивных игр».
  • Письма Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 марта 2018 года № 13-1/П-1511 «О дополнительных мерах, направленных на  повышение эффективности реализации  государственной программы «Доступная среда на 2011-2020 годы». В мониторинге приняли участие 1797 из 1852 образовательных организаций всех уровней. При анализе данных мониторинга условий доступности объектов и услуг в сфере образования с 2016 по 2018 годы отмечен рост достоверности предоставляемой информации. Это связано с повышением общей осведомленности образовательных организаций по вопросам организации обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью и с обучающими мероприятиями, реализуемыми в ГАУ ДПО «СОИРО» в рамках мониторинговых исследований и программ повышения квалификации. В качестве позитивной динамики можно отметить незначительное повышение доли зданий образовательных организаций, где услуги предоставляются лицам с инвалидностью. В отношении формирования службы сопровождения образовательных организаций (наличие коррекционных педагогов) показатель незначительно, но растет практически по всем направлениям, в том числе по доле обученных административных и педагогических работников.

За первое полугодие 2019 года реализовано 9 мониторинговых проектов:

  • ежеквартальный мониторинг охвата обучающихся дополнительным образованием;
  • ежеквартальный мониторинг реализации Концепции развития математического образования в Российской Федерации на территории Саратовской области в 2019 году;
  • ежеквартальный мониторинг работы по профилактике безнадзорности, правонарушений и преступлений обучающихся образовательных учреждений;
  • мониторинг «Удовлетворенность родителей (законных представителей) дополнительными образовательными услугами»;
  • мониторинг по вопросам организации инклюзивного дошкольного и общего образования и создания специальных условий для получения образования детьми - инвалидами и детьми с ОВЗ;
  • мониторинг по вопросам дополнительных мер, направленных на повышение эффективности реализации государственной программы «Доступная среда на 2011-2020 годы («Жить вместе»)»;
  •  мониторинг «Эффективность организации школьных и муниципальных этапов Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания» и Всероссийских спортивных игр школьников «Президентские спортивные игры»;
  • мониторинг «Волонтерское движение в образовательных организациях Саратовской области»;
  • мониторинга готовности общеобразовательных организаций региона к изучению предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» в 2019/2020 учебном году;
  1. Оценка качества образования в ДОУ

Популяризируя оценочные процедуры в системе дошкольного образования в рамках лонгитюдных исследований качества дошкольного образования, специалистами Института с января по июнь 2019 года проведены 4 методических семинара «Современные практики оценки качества дошкольного образования». Лекционные и практические занятия семинара для руководителей и педагогов дошкольных образовательных организаций посвящены вопросам исследования качества дошкольного образования и независимого аудита качества дошкольного образования с помощью шкал ECERS-R, ECERS 3, SSTEW, ISSA и др. На семинарских занятиях обсуждались  инструменты оценки и развития качества дошкольного образования, контексты, влияющие на качество дошкольного образования.

С целью профессионального сотрудничества и информационного просвещения студентов факультета психолого-педагогического и специального образования СГУ имени Н.Г. Чернышевского профиля «Дошкольное образование» 20 февраля 2019 года, проведена открытая образовательная лекция «Современные практики оценки качества дошкольного образования». В феврале 2019 года на базе ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» В  рамках реализации проекта «Укрепление потенциала в оценке и развитии качества дошкольного образования в России» проведен международный семинар «Повышение качества дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях». В апреле 2019 года по приглашению организационного комитета Шестой всероссийской конференции «Дошкольное образование: лучшие программы, практики и технологии» сотрудники Института презентовали опыт региональной проектно-исследовательской лаборатории «Оценка качества дошкольного образования». В рамках VIII Международной конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» (29 мая – 1 июня 2019г.) специалисты приняла участие в работе круглого стола «Качество дошкольного образования», выступив с докладом «Вдумчивая саморевизия условий детского сада – вектор развития качества дошкольного образования».

В период с 17 мая по 19 мая 2019 года при поддержке Всероссийской общественной организации содействия развитию профессиональной сферы дошкольного образования «Воспитатели России», кафедры методологии образования факультета психологии и педагогического образования СГУ им. Н. Г. Чернышевского, ГАУ ДПО «СОИРО» проведена первая Сезонная школу для педагогов. Совместно с участниками региональной проектно-исследовательской лаборатории «Оценка качества дошкольного образования»: сотрудниками МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 44 г. Саратова и специалистами кафедры управления развитием образования ГАУ ДПО «СОИРО» на базе ЧОУ «Лицей-интернат № 6 ОАО «РЖД» г. Саратова организован первый трек Сезонной школы для воспитателей дошкольных образовательных организаций «Апргейд 4К». На дискуссионных площадках школы прошли круглые столы, мастер-классы, практикумы, педагоги решали представленные кейсы, готовили командные проекты. В работе воркшопов приняли участие 68 педагогических работников и руководителей ДОО.

  1. Социально-психологическое тестирование обучающихся

В соответствии с приказом министерства образования Саратовской области от 19 декабря 2018 года № 2538  ГАУ ДПО «СОИРО»  определен в 2018/2019 учебном году региональным координатором социально-психологического тестирования обучающихся, направленного на оценку личностных результатов обучающихся и выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ. Данное мониторинговое исследование в образовательных организациях области проведено с 15 февраля - по 15 марта 2019 года.

В социально-психологическом тестировании 2019 года приняли участие 89052 обучающихся из 959 образовательных организаций области. Действуя в рамках сотрудничества в поддержки профилактики наркомании и ксенофобских настроений в образовательной среде, 17 мая 2019 года проведено заседание межведомственного круглого стола по вопросам профилактики наркомании и наркопреступности среди несовершеннолетних. Участниками мероприятия стали: специалисты министерства образования Саратовской области, регионального министерства здравоохранения, УНК ГУМВД России по Саратовской области, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Саратовской области, специалисты муниципальных методических служб. В рамках круглого стола обсуждались основные итоги социально-психологического тестирования 2019 года, педагогическим работникам даны рекомендации ведущих специалистов министерства здравоохранения, УНК ГУМВД России по Саратовской области.

Аналитическая справка по итогам социально-психологического тестирования направлена в образовательные организации СПО и муниципальные методические службы районов области и г. Саратова для использования в дальнейшей профилактической работе и размещена на сайте ГАУ ДПО «СОИРО» ( https://soiro.ru/sites/default/files/pav_2019_itog.pdf).

  1. Сопровождение социологических опросов и общественного мнения

Ежеквартально на сайте ГАУ ДПО «СОИРО» организуется проведение опроса общественного мнения (родителей/законных представителей) по вопросу удовлетворенности дополнительными образовательными услугами (https://soiro.ru/polls/rodit-udovl-obraz-uslug).

В соответствии с письмом Управления Роскомнадзора по Саратовской области от 22 марта 2019 года № 3147-04/64 «О проведении дополнительного тестирования учащихся общеобразовательных учреждений» в апреле проведен социологический опрос, направленный на оценку уровня полученных несовершеннолетними знаний о необходимости ответственного обращения со своей личной информацией. Участниками исследования по вопросам о защите персональных данных стали около 1500 школьников по трем группам (3-5 классы, 6-8 классы, 9-11 классы) Результаты опроса направлены в Управление Роскомнадзора по Саратовской области и региональное министерство образования по запросу ведомств. Специалистами института формируется аналитическая справка по итогам полученных данных.

В целях исполнения решения Антитеррористической Комиссии при Управлении по взаимодействию с правоохранительными органами и противодействию коррупции Правительства Саратовской области (письмо № 454 от 27 февраля 2019 года) проведен неперсонифицированный опрос обучающихся образовательных организаций по выявлению лиц с девиантным поведением. В анкетировании приняли участие 10657 обучающихся 51 государственной общеобразовательной организации и профессиональных образовательных организаций области. Опрос проводился в рамках ежегодного социально-психологического исследования на выявление обучающихся, употребляющих наркотические средства и психоактивные вещества. Введение вопросов, не связанных напрямую с основной тематикой, дала возможность не только оценить проблемы употребления психоактивных веществ, но и расширить спектр групп риска, которые могут привести к социально опасным (неодобряемым) формам поведения. В анкету были включены вопросы о склонности респондентов к рисковому и необдуманному поведению в целом, а также об отсутствии стремления к социально одобряемому поведению. Результаты в соответствии с запросом направлены в министерство образования Саратовской области.

5. Исследование компетенций учителей

С целью проведения разъяснительной работы по внедрению национальной системы учительского роста и включение педагогических работников области в обсуждение новой модели аттестации учителей, специалисты Института совместно с учителями 5 муниципалитетов области приняли активное участие в апробации единых федеральных оценочных материалов по восьми предметам/предметным областям: «История», «Обществознание», «Экономика», «Право», «Россия в мире» / «Русский язык и литература», «Математика и информатика», «Родной язык и родная литература», «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Каждый педагог, участвующий в исследовании, сможет получить свои результаты в индивидуальном порядке у федеральных экспертов, демоверсии диагностических работ и первые обобщённые результаты обсуждаются на круглых столах и в рамках курсов повышения квалификации профильных кафедр.

6. Внутренний аудит

Внутренний мониторинг качества оказания государственной услуги по предоставлению дополнительного профессионального образования слушателям курсов повышения квалификации и профессиональной подготовки осуществляется в соответствии с приказом  ГАУ ДПО «СОИРО» от 31 января 2019 года №35д «Об определении качества оказания государственной услуги по предоставлению дополнительного профессионального образования». В период с 15 февраля по 30 июня 2019 года участниками данного мониторинга стали около 800 педагогических работников области. Аналитический отчет о качестве оказания государственной услуги по предоставлению дополнительного профессионального образования за 2019 год будет предоставлен административно-управленческому персоналу в срок до 15 января 2020 года.

 

Для составления экспертно-аналитических материалов специалисты Института пользуются данными из проверенных источников. Кроме составления статистических отчётных форм структурированные данные используются при формировании индивидуальных образовательных маршрутов в рамках КПК, при выстраивании грамотной работы с представителями школьных команд.

 

Приоритетные задачи на 2019 год

  • Сопровождение национальных и международных исследований качества образования обучающихся образовательных организаций Саратовской области и исследований профессиональных компетенций педагогических работников.
  • Организация проведения ситуационных мониторинговых исследований в сфере образования Саратовской области.
  • Разработка методических рекомендаций для осуществления эффективного сопровождения мониторинговых проектов.
  • Подготовка аналитической информации о состоянии региональной системы образования по результатам мониторинговых исследований.

 

Наши проекты