Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Саратовский областной институт развития образования»

90 летие

nadpis_90_let_1.png

Переключатель на версию для слабовидящих

Информатизация образования

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Цели и задачи, реализуемые в 2019 году

Приоритетными задачами информатизации системы образования Саратовской области в 2019 году являются:

  • проведение комплекса мероприятий (конференции, круглые столы, выставки по направлениям, семинары и др.) по использованию и применению новых информационно-коммуникационных технологий и программно-технических средств в образовательном процессе;
  • повышение качества электронных услуг министерства образования Саратовской области, внедренных на едином и региональном порталах государственных услуг (ЕПГУ, РПГУ);
  • методическая, консультационная, программно-аппаратная поддержка муниципальных центров дистанционного обучения детей-инвалидов;
  • профессиональное развитие педагогов в области применения информационно-коммуникационных технологий для образовательных целей;
  • реализация программ региональных инновационных площадок по повышению качества образования посредством формирования регионального банка электронных образовательных ресурсов и развития соревновательной робототехники;
  • развитие региональных сетевых сообществ;
  • внедрение электронных форм учебников в образовательный процесс;
  • вовлечение в фестивальное и олимпиадное движение по робототехнике всех муниципальных районов Саратовской области с целью развития научно-технического творчества учащихся.

Анализ работы по достижению целей и решению задач

Информатизация образования в Саратовском областном институте развития образования – целенаправленно организованный процесс обеспечения информационно-образовательной среды методологией, технологией и практикой создания и оптимального использования научно-педагогических, учебно-методических разработок, ориентированных на реализацию возможностей информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Институт обладает современной информационной базой, позволяющей осуществлять системное сопровождение процесса информатизации образования, развитие единого телекоммуникационного сетевого пространства образовательного кластера региона, и успешно реализует проекты очного и дистанционного образования, в том числе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), организации сетевого взаимодействия участников образовательных организаций, по апробации и внедрению новых ИКТ в практику образовательной деятельности.

Все направления деятельности по информатизации сопровождаются курсами повышения квалификации, проводимыми кафедрой информатизации образования для педагогических работников Саратовской области («Теория и методика преподавания школьного курса «Информатика» в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования (ФГОС ОО)», «Методические аспекты подготовки учащихся к итоговой аттестации по информатике», «Новые информационные технологии в организации образовательного процесса детей с ОВЗ», «Методика разработки и создания курсов дистанционного обучения школьников», «Использование социальных сервисов Web2.0 для организации сетевого взаимодействия», «Мобильные технологии в образовании» и др.); очными и сетевыми семинарами («Организация сетевого взаимодействия: опыт и перспективы», «Использование интерактивных технологий для повышения эффективности образовательного процесса», «Методика создания дистанционных курсов в СДО Moodle», «Организация образовательного процесса с использованием мультимедийных технологий», «Информационная безопасность» и др.); мастер-классами и тренингами, интернет-конференциями и интернет-марафонами для педагогов и обучающихся.

В условиях стремительно развивающейся цифровой экономики и цифровых технологий Институт оперативно реагирует на новинки в области программно-технических средств организации образовательной деятельности и предлагает в рамках повышения квалификации педагогов различные модули: «Использование электронной формы учебников (ЭФУ) в образовательной деятельности», «Возможности АИС «Дневник.ру» для организации дистанционного обучения», «Создание интерактивных образовательных ресурсов по предмету», «Мобильные технологии в образовательной деятельности» и др.

В целях повышения доступности качественного современного образования в Институте сформирована высокотехнологичная среда для ведения образовательной деятельности с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. На серверах Института развернуты три системы дистанционного обучения Moodle и сервис ВикиВики, которые позволяют осуществлять образовательную деятельность всем участникам образовательного процесса области:

̶    портал обучения педагогических и руководящих работников образовательных организаций Саратовской области (teacher.soiro.ru);

̶    региональный портал дистанционного обучения детей-инвалидов (school.saratov-rcdo.ru);

̶    региональный портал дистанционного обучения учащихся Саратовской области (edusar.soiro.ru);

̶    Саратовская региональная образовательная ВикиВики (wiki.soiro.ru).

Для осуществления информационно-методического, технического сопровождения дистанционного обучения, анализа деятельности его участников в Институте созданы структурные подразделения:

̶    центр дистанционных образовательных технологий;

̶    отдел информационно-технического обеспечения.

Обучение учителей и руководящих работников образовательных организаций с использованием дистанционных образовательных технологий осуществляют все кафедры Института на портале обучения учителей и руководителей образовательных учреждений (http://teacher.soiro.ru). Постоянно создаются новые курсы, в 2018 году количество пользователей составило 7108 человек.

В 2018 году проводилась работа с использованием 277 дистанционных курсов, на которых обучилось около 7000 слушателей.

Институтом проводится большая работа по мониторингу развития дистанционного обучения, что позволило благодаря активной работе сотрудников Института в 2018 году разработать и провести:

  • курсы повышения квалификации с использованием дистанционных образовательных технологий, на которых обучено 2775 слушателей (охват районов области от 20 до 100 %);
  • 47 семинаров с использованием ДОТ, 1300 участников (охват районов области от 35 до 100 %);
  • межрегиональную дистанционную научно-практическую конференцию «Информатизация образования: теория и практика»; количество участников более 200 человек: 188 участников из 19 районов области и 76 – из других регионов РФ;
  • постоянно действующие семинары по различным направлениям кафедр, такие как «Информационная безопасность», «Использование цифровых ресурсов ИОЦ „Русский музей: виртуальный филиал в учебном процессе“» и др.; количество участников – более 600 человек.

Была организована с использованием ДОТ постоянная работа нескольких стажировочных площадок:

    • «Распространение в Саратовской области эффективных моделей формирования культуры здорового и безопасного образа жизни»;
    • «Повышение эффективности образовательного процесса через формирование регионального банка инновационных образовательных ресурсов», количество участников – 25 ОО;
    • «Соревновательная робототехника как инструмент развития научно-технического творчества детей», количество участников – 10 ОО;
    • «Модель внедрения ЭФУ в образовательный процесс в условиях реализации ФГОС», количество участников – 1 ОО.

Институт активно использует возможности Интернета для проведения сетевых мероприятий, таких как:

  • интернет-конференции, 100 % охват районов региона;
  • сетевые конкурсы для школьников, педагогов и родителей с охватом более 50–70 % районов региона;
  • интернет-марафоны (452 обучающихся и 141 педагог; 28 районов региона); сетевые и интернет-олимпиады (более 3000 чел.);
  • веб-акции, семинары, мастер-классы, форумы и др.

С 2010 года в рамках программы «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» приоритетного национального проекта «Образование» в области функционирует региональный портал дистанционного обучения детей-инвалидов (http://school.saratov-rcdo.ru). В настоящее время в программе участвуют 35 муниципальных центров дистанционного образования детей-инвалидов.

В регионе был отработан механизм применения ДОТ в образовательном процессе в рамках региональной экспериментальной площадки «Профильное обучение школьников в дистанционной форме» (РЭП). В эксперименте участвовали 127 школ из 33 районов Саратова и области, 6238 обучающихся и 731 учитель. После окончания эксперимента на сервере ГАУ ДПО «СОИРО» был создан региональный портал дистанционного образования обучающихся Саратовской области (http://edusar.soiro.ru) для реализации дистанционных форм обучения образовательными организациями области, который активно работает и продолжает развиваться. Портал наполнен рекомендованными ресурсами, прошедшими сертификацию в рамках областных мероприятий, – дистанционными и видеокурсами по программам общего и дополнительного образования. В разделе «Школьные площадки» осуществляются создание и апробация учителями образовательных учреждений новых дистанционных курсов. В настоящий момент на портале работает 195 ОО из 37 муниципальных районов, количество пользователей портала – 7281; количество разработанных дистанционных курсов – 162.

Саратовская область активно включается в работу федеральных проектов, таких как:

  • апробация ресурсов информационно-образовательного портала «Российская электронная школа». В апробации приняло участие 526 ОО, 6328 педагогов области и 364 обучающихся с особыми образовательными потребностями и индивидуальными возможностями;
  • участие в мероприятиях Экспертного совета по информатизации системы образования и воспитания при Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества на 2018/2019 учебный год. Ежеквартальный отчет и мониторинг деятельности ОО по данному направлению осуществляется на портале https://wiki.soiro.ru через систему Электронное образование (http://e.soiro.ru). Среди мероприятий Экспертного совета особое внимание уделяется проблемам безопасности обучающихся и информационной и профессиональной грамотности педагогов. Так, в Едином уроке по безопасности в сети Интернет в 2018 году приняло участие 1050 ОО области, 130615 обучающихся, 58675 родителей и 9277 педагогов.

Дистанционное образование обеспечено новейшими аппаратными средствами (серверным оборудованием от мировых лидеров в этой области – HP, Apple) и программными ресурсами (системой дистанционного образования на базе оболочки Moodle, программно-аппаратным комплексом LifeSize и прикладным программным обеспечением LifeSizeClearSea для проведения видеоконференций).

Данные ресурсы позволяют Институту сделать процесс образовательной коммуникации более оперативным и способствуют: 1) предоставлению равных возможностей в получении качественного доступного образования обучающимися с различными образовательными потребностями, в том числе учащимися малокомплектных школ и школ, удаленных от центра муниципальных районов; 2) обеспечению продуктивного интерактивного взаимодействия учителя с обучающимися; 3) проведению занятий с возможностью трансляции изображения с интерактивной доски базовой школы во все удаленные аудитории и на монитор конкретного ученика в режиме одновременной работы.

Таким образом, в Саратовской области формируется образовательная среда, доступная для каждой образовательной организации, а дистанционное обучение рассматривается как эффективный инструмент, обеспечивающий качество и доступность образования.

Для распространения новых образовательных практик в области совершенствуется сетевое взаимодействие педагогов. Организованы и поддерживаются при участии методистов и преподавателей Института сетевые методические объединения учителей-предметников. В 2018 году продолжалась работа по развитию региональных сетевых сообществ, которая в первую очередь нацелена на решение следующих задач:

  • поддержка процессов информатизации общеобразовательных учреждений;
  • профессиональное развитие педагогов, широкое распространение электронных образовательных ресурсов;
  • массовое внедрение методик использования электронных образовательных ресурсов;
  • модернизация системы методической поддержки информатизации образования.

Несмотря на высокий интерес педагогов-практиков к методикам и технологиям обучения на основе ИКТ, призванным повысить эффективность и качество обучения, отмечается недостаточная их активность по представлению своего опыта работы средствами Интернета в рамках сетевых педагогических сообществ.

После закрытия многих сетевых порталов сообществ наиболее активным вновь стал региональный Вики-портал (http://wiki.soiro.ru). На региональном Вики-портале (http://wiki.soiro.ru) на конец декабря 2018 года зарегистрировано 32515 участников (педагоги и школьники), создано 11454 статей, загружено 96231 изображений.

С 2008 года на портале успешно функционирует акция «Дежурство в Интернете», организованная Институтом совместно с муниципальными методическими центрами информационных технологий.

Методическая поддержка деятельности сетевых сообществ и регионального портала СарВики (администрирование, техническое и методическое сопровождение портала) осуществляется сотрудниками Института.

В социальной сети «ВКонтакте» сотрудниками кафедр Института созданы группы «Свобода здесь», «Геометрия для всех», «Преподавание математики по новому стандарту», в которых активно участвуют более 200 педагогов. Кроме того, начиная с 2017 года в социальных сетях активно работают участники областного конкурса «Лучший ученический класс».

Активно работают кафедры и в других сетевых сообществах, таких как «Одноклассники», Facebook.

Инновационным направлением деятельности Института является развитие олимпиадной и образовательной робототехники на базе цифровых конструкторов LEGO, Arduino. С 2015 года Институт является региональным представителем Российской ассоциации образовательной робототехники. Институт старается постоянно привлекать внимание учителей и учащихся области к этому перспективному образовательному направлению, проводя разнообразные мероприятия по робототехнике. Среди них летняя школа по робототехнике, выставка робототехнического творчества, мастер-классы, семинары, курсы для школьников по робототехнике, а также соревнования и олимпиады (открытые робототехнические соревнования для школьников «Робо-битва»; региональный этап Всероссийской робототехнической олимпиады для школьников World Robot Olympiad).

С октября 2016 года в Саратове при поддержке комитета по информатизации и министерства образования Саратовской области работает проект «Яндекс.Лицей» по обучению школьников программированию. Программа обучения в «Яндекс.Лицее» рассчитана на два года. В течение первого года ребята изучают теорию и выполняют несложные проекты. На втором году обучения они осваивают конкретные технологии на практике. Программа разработана в Школе анализа данных Яндекса, которая существует с 2007 года. С 2018 года в городе работают уже две площадки – это Саратовский областной институт развития образования и МАОУ «Физико-технический лицей № 1».

В Институте в 2018 году работа со школьниками продолжалась, набран второй поток, всего 4 группы – 2 группы первого года обучения и 2 – второго. Занятия в «Яндекс.Лицее» ведут саратовские преподаватели, которые имеют большой опыт в области программирования и прошли специальную подготовку в Яндексе. Обучение в «Яндекс.Лицее» бесплатное. Отбор учащихся производится на конкурсной основе.

Обозначенные направления деятельности Института в сфере информатизации системы образования региона определяют его стратегию в развитии информационного пространства, перспективы его содержательного и ресурсного наполнения.

Основные проблемы и пути их решения

Необходимо повысить пропускную способность каналов сети Интернет, к которым подключены общеобразовательные организации. Высокоскоростной Интернет придаст новый импульс развитию информационно-коммуникационных и дистанционных образовательных технологий, позволит в режиме онлайн с использованием видео-конференц-связи наладить взаимодействие малокомплектных школ с ведущими образовательными учреждениями региона.

Необходимо совершенствование механизмов формирования ИКТ-ин-фраструктуры образовательных учреждений во избежание необоснованных затрат на совместимость работы, а также повышение эффективности и качества функционирования информационных систем.

Остается проблемой рост числа используемых программно-аппаратных решений и избыточные расходы.

Приоритетные задачи на 2019 год

Приоритетными задачами информатизации системы образования Саратовской области с учетом новых задач по развитию цифровой экономики региона в 2019 году являются:

  • организация принципиально иной системы управления образовательной деятельностью, в центре которой должны находиться качественные критерии оценки уровня развития образовательных организаций в обучении для выявления лучших практик и дистанционного образования в том числе;
  • мониторинг и анализ состояния образования в целом, на разных уровнях системы образования, в отдельных образовательных организациях;
  • работа по направлениям деятельности национального проекта «Образование»:
  • продолжение реализации единой технологической платформы онлайн-образования как педагогов, так и школьников на порталах СОИРО;
  • развитие региональных сетевых сообществ;
  • внедрение электронных форм учебников в образовательный процесс;
  • вовлечение в фестивальное и олимпиадное движение по робототехнике всех муниципальных районов Саратовской области с целью развития научно-технического творчества учащихся;
  • проведение комплекса мероприятий (конференции, круглые столы, выставки по направлениям, семинары и др.) по использованию и применению новых информационно-коммуникационных технологий и программно-технических средств в образовательном процессе;
  • повышение качества электронных услуг министерства образования Саратовской области, внедренных на едином и региональном порталах государственных услуг (ЕПГУ, РПГУ);
  • методическая, консультационная, программно-аппаратная поддержка муниципальных центров дистанционного обучения детей-инвалидов;
  • продолжение просветительской работы с педагогическими кадрами, обучающимися, родителями по вопросам информатизации образования.

Наши проекты