Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Саратовский областной институт развития образования»

Научно-инновационная деятельность

Ответственный проректор: 

Научно-инновационная деятельность в образовании и социальной сфере

Организация научной  и инновационной деятельности является одним из приоритетных направлений работы Саратовского областного института развития образования (далее – Институт) в рамках комплекса мероприятий по модернизации системы регионального образования.

В майском указе «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 07.05.2018 г.    № 204 задан вектор развития системы образования, что обусловило изменение характера планирования деятельности всех образовательных ведомств.

В аспекте актуализации новейших федеральных стратегических документов научно-инновационная деятельность Института с текущего года построена с учетом проектно-целевого подхода. В связи с этим,  начиная с 2019 года, план работы научно-инновационной деятельности института разрабатывается в соответствии с приоритетным национальным проектом «Образование» и региональными проектами «Учитель будущего», «Молодые профессионалы», «Новые возможности для каждого», «Социальная активность», «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда».

Реализация научно-инновационной составляющей обеспечивается сотрудниками кафедр и структурными подразделениями в соответствии с нормативными видами работ, интегрирующими 1) научно-публикационную деятельность, 2) участие в научных мероприятиях, 3) организация научных мероприятий с различными категориями педагогических работников и обучающимися, 4)  разработку и реализацию научных программ и проектов, 5) координацию деятельности региональных инновационных площадок и проектно-исследовательских лабораторий, 6) повышение научного ценза работников института.

Научно-инновационная деятельность Института направлена на организацию и проведение научных исследований в соответствии с тенденциями развития системы образования в Российской Федерации, Федеральными и региональными программами развития образования с целью использования научных достижений в процессе переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, а также интеграции научно-исследовательских проектов в региональное образовательное и научное пространство.

Институт является координатором научно-исследовательской работы в образовательных организациях Саратовской области, организация которых осуществляется в рамках комплекса мероприятий (проектов) по модернизации системы образования области. Стимулирование научно-исследовательской работы педагогов и обучающихся области выступает одним из приоритетных направлений деятельности Института.

Политика Института в области научно-инновационной деятельности осуществляется исходя из приоритета следующих принципов:

  • интегративное единство научной, образовательной и инновационной деятельности;
  • концентрация научного потенциала Института на приоритетных направлениях развития педагогической науки, разработка научной продукции и организация ее внедрения в образовательную практику;
  • поддержка научно-педагогических коллективов, комплексных научно-проектных групп, обеспечивающих высокий уровень научных исследований;
  • обеспечение качества реализуемых научно-исследовательских проектов Института;
  • обеспечение свободы научного творчества, открытости, доступности при формировании и развитии научной политики Института.

Основными задачами Института в сфере организации и развития научно-инновационной деятельности являются:

  • повышение конкурентоспособности кадрового потенциала региональной системы образования посредством образовательной, консультационной и конкурсной деятельности;
  • научно-методическое обеспечение приоритетных направлений модернизации региональной системы образования;
  • развитие системы обобщения и распространения эффективного педагогического опыта, инновационных достижений субъектов системы образования области;
  • обеспечение качества реализуемых образовательных программ, научно-исследовательских и инновационных проектов;
  • развитие перспективных форм сотрудничества с научными и образовательными организациями региона с целью совместного решения научно-исследовательских задач, расширения использования результатов НИР в практике деятельности образовательных организаций;
  • углубление научных коммуникаций института с региональным и всероссийским профессиональным научным сообществом с целью совместной разработки и реализации проектов научно-исследовательского сотрудничества, проведения научных конференций и пр.;
  • развитие научно-исследовательской базы Института, поддержка педагогических коллективов и научно-исследовательских проектов образовательных организаций региональной системы образования;
  • привлечение педагогических работников региона к участию в выполнении исследований, направленных на повышение профессиональной компетентности, создание совместных проектов и обмен опытом с научно-педагогическом сообществом.
  • создание условий для распространения положительного инновационного опыта образовательных организаций региона;
  • создание единого информационного пространства о направлениях инновационной деятельности образовательных учреждений региона;
  • использование потенциала проектов, реализуемых федеральными и региональными ведомствами для развертывания научно-исследовательской деятельности сотрудников института по приоритетным направлениям инновационного развития системы образования.

Опираясь на политику Института и решаемые задачи, сотрудники Института участвуют в подаче заявок на участие в научных грантовых проектах, многие из которых поддержаны и получили возможность реализации, готовят отзывы, экспертные заключения и рецензии на научные труды. Активно работают над диссертационными исследованиями на соискание ученой степени кандидата наук, проводят апробации научных исследований, принимают участие в разработке и реализации приоритетных научных программ и проектов.

Педагогические и научные сотрудники института являются участниками научно-практических международных, всероссийских и региональных мероприятий, на которых рассматривается широкий спектр научных проблем, среди которых:

  • межрегиональный круглый стол «Образование и здоровье»;
  • региональная конференция «Инновационные процессы в условиях модернизации дополнительного образования на современном этапе»;
  • всероссийская научно-практическая конференция «Современные аспекты развития образовательных технологий дошкольного образования»;
  • всероссийская видеоконференция «Организация социального партнерства по формированию физической, технологической культуры и культуры безопасности: проблемы, опыт, перспективы»;
  • региональная научно-практическая конференция «Экологическое, духовно-нравственное и социальное проектирование как форма воспитания детей в школе и в детском саду».

В ходе работы по осуществлению мер поддержки талантливых и одаренных детей Институту удалось достичь положительной динамики в решении следующего круга задач:

  • определение эффективных психолого-педагогических механизмов поиска и поддержки талантливых детей и молодежи;
  • выявление и поддержка талантливых детей Саратовской области;
  • повышение научной компетентности педагогов в работе с одаренными детьми;
  • развитие системы интеллектуальных и творческих состязаний;
  • привлечение обучающихся к творческой исследовательской и проектной деятельности.

Сотрудниками Института в рамках данного направления осуществляется подготовка и проведение целого ряда конкурсов, олимпиад, чтений, марафонов, конференций местного, регионального и всероссийского уровня. Стало традицией проведение следующих мероприятий:

  • региональный тур Всероссийского интеллектуального марафона учеников-занковцев;
  • региональный этап Всероссийской интеллектуальной олимпиады «Ученик XXI века»: пробуем силы – проявляем способности» для младших школьников;
  • региональный этап Российской робототехнической олимпиады школьников;
  • региональный этап «Интеллектуальной Олимпиады Приволжского федерального округа» среди школьников;
  • Межрегиональные Мартыновские чтения;
  • Общероссийская олимпиада по русскому языку «Белая береза»;
  • Межрегиональная метапредметная конференция «Удивительный мир научных книг»;
  • региональный этап межрегионального конкурса обучающихся общеобразовательных организаций «Ученик года»;
  • региональный конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь»;
  • Региональный фестиваль-конкурс «Свой путь к открытиям»;
  • Региональный конкурс «Я – лидер».

В рамках научно-инновационной деятельности в Институте осуществляется работа по методическому сопровождению и курированию деятельности региональных инновационных площадок и муниципальных научных лабораторий по направлениям, связанным с актуальными вопросами регионального образования.

Обеспечение эффективной деятельности региональных инновационных площадок является основным направлением работы научно-методического совета Института. В настоящее время в 25 муниципальных образованиях Саратовской области и г. Саратова действуют 49 региональных инновационных площадок на базе 145 образовательных организаций системы дошкольного, общего, среднего профессионального и дополнительного образования. Сотрудники Института являются научными руководителями 49 действующих площадок.

Институт также выступает координационным центром функционирования проектно-исследовательских лабораторий. В настоящий момент в области функционирует сеть из 34 проектно-исследовательских лабораторий, в работе которых принимают участие 49 образовательных организаций из 19 муниципальных образований Саратовской области и г. Саратова. Членами проектно-исследовательских лабораторий являются более 350 педагогов области.

В рамках научно-инновационной деятельности Института существенное внимание уделено редакционно-издательской работе.

В Институте выходят два периодических издания: научный журнал «Вестник Саратовского областного института развития образования», входящий в базу данных Российского индекса научного цитирования (РИНЦ) и «Актуальные вопросы регионального образования».

 

Наши проекты