Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Саратовский областной институт развития образования»

90 летие

nadpis_90_let_1.png

Переключатель на версию для слабовидящих

Федеральная инновационная площадка

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «О федеральных инновационных площадках» от 11 декабря 2017 года N 1206 кафедра теории и методики физической культуры, технологии и ОБЖ стала инициатором реализации инновационного проекта «Организационная модель технологического образования обучающихся на уровне основного общего образования в образовательных организациях г. Саратова».

Исполнитель проекта: ГАУ ДПО «СОИРО».

Соисполнители проекта: МАОУ «Гимназия № 3» Фрунзенского района г. Саратова, ЦМИТ «Т И Р»,

Апробация организационной модели проходила на базе:

  • МОУ «СОШ № 72»,
  • МОУ «СОШ № 24»,
  • МОУ «СОШ № 6»,
  • МОУ «СОШ № 18»,
  • МОУ «СОШ № 93»,

ЧОУ «Лицей-интернат № 6 среднего общего образования открытого акционерного общества «Российские железные дороги».

Цель инновационного образовательного проекта: разработка и апробация организационной модели технологического образования обучающихся г. Саратова.

Задачи инновационного образовательного проекта:

  • Разработать пакет нормативных документов, регламентирующих деятельность организаций, заинтересованных в повышении качества технологического образования обучающихся г. Саратова.
  • Синхронизировать программы технологического образования (совместная образовательная программа технологического образования).
  • Сформировать диагностический инструментарий оценки качества технологического образования обучающихся.
  • Разработать и апробировать образовательное путешествие как форму организации учебно-познавательной и преобразовательной деятельности обучающихся.
  • Разработать и апробировать индивидуальный образовательный маршрут технологического образования обучающегося.
  • Провести анализ результатов апробации организационной модели технологического образования.

Ключевые этапы (сроки) реализации проекта:

  • I этап – организационно-моделирующий (15 января 2018 года – 30 марта 2018 года).
  • II этап – моделирующий (2 апреля 2018 года – 24 августа 2018 года).
  • III этап – апробационный (27 августа 2018 года – 28 декабря 2018 года).
  • IV этап – аналитический (14 января 2019 года – 31 января 2019 года).

Концепция и идеи инновационного образовательного проекта

На сегодняшний день нет четко очерченных границ понятия «технологическое образование», поэтому, опираясь на Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ), под технологическим образованием мы понимаем единый целенаправленный процесс воспитания и обучения (в том числе и трудового), являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупностью приобретаемых знаний, умений, навыков в области техники и технологии преобразования материала, информации, энергии, ценностных установок, ориентирующих на выбор техники и технологии, сохраняющих окружающую среду (минимизация рисков), опыта преобразовательной деятельности и социальных компетенций, позволяющих выстраивать эффективное взаимодействие.

Требования общества и государства к содержанию подготовки детей и молодежи к труду в промышленности, сфере услуг и результатам этой подготовки нашли отражение в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, ФГОС ООО (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897). Содержание предметной области «Технология» отражено в ФГОС ООО (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) и примерной основной образовательной программе основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) и определяет области технологического знания, необходимые каждому обучающемуся для успешности в различных сферах жизнедеятельности. Для достижения целей технологического образования реализация его содержания должна осуществляться в системе общего образования (в урочной и внеурочной деятельности) и в системе дополнительного образования. Необходима синхронизация программ технологического образования в системе основного и дополнительного образования. Это позволит исключить дублирование информации, овладеть значительным количеством технологических приемов преобразования материала, информации, энергии, осознать потребность в постоянном пополнении и обновлении технологических знаний, повысит интерес к технологии как науке и области преобразовательной деятельности, поможет в профессиональном самоопределении, снизит нагрузку, позволит более эффективно использовать имеющиеся ресурсы, в том числе человеческие.

Многоаспектность технологического образования актуализирует проблему, связанную, в первую очередь, с ресурсным обеспечением. В ст. 15 «Сетевая форма организации реализации образовательных программ» Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» предлагается осваивать образовательную программу обучающимися с использованием ресурсов сторонних организаций, заинтересованных в профессиональном самоопределении детей и молодежи и готовых оказать помощь и содействие в организации технологического образования обучающихся.

Системно-деятельностный подход (Б.Г. Ананьев, П.К. Анохин, Б.Ф. Ломов, Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.Р. Лурия, Л.С. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.) ориентирует на преемственность технологического образования на уровне начального, основного и среднего образования, систематичность и последовательность его организации, тесную связь с современным мироустройством, возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Центральным, системообразующим элементом является планируемый результат деятельности, что позволяет более четко определять условия организации и управления учебной, познавательной, преобразующей деятельностью, а также вносить в нее необходимые коррективы.

Теория проблемного обучения (А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, В. Оконь), теория отношений (А.А. Бодалев, В.Н. Мясищев), теория управления образовательными системами (Д.А. Новиков, Н.Г. Капустин), теория информации (А. Моль), концепция непрерывного технологического образования (Ю.Л. Хотунцев, А.В. Хотулев, А.Ж. Насипов), концепция педагогической поддержки (В.П. Бедерханова, О.С. Газман, Н.Б. Крылова), идеи об индивидуальной образовательной траектории (Е.А. Александрова, С.А. Вдовина, А.В. Хуторской) составляют методологическую основу модели.

Непрерывное совершенствование техники и технологии, возникновение новых материалов, позволяющих облегчить жизнедеятельность человека, оказывают влияние на определение целей и содержание технологического образования в специально созданных психолого-педагогических условиях (примерная программа; проблемные методы обучения; индивидуальные, групповые, коллективные личностно-социально-значимые проекты и образовательное путешествие как формы организации; планируемые результаты деятельности; наличие диагностического инструментария). Синхронизации программ основного общего (урочная и внеурочная деятельность) и дополнительного образования с использованием ресурсов предприятий и организаций промышленной сферы и сферы обслуживания г. Саратова повысит качество технологического образования, уменьшит нагрузку на учащегося. Взаимодействие образовательных организаций и предприятий (организаций), предоставляющее возможность познакомиться с миром профессий и региональным рынком труда, условиями работы специалистов и выполнить предпрофессиональную пробу, будет способствовать выбору профиля обучения на уровне среднего общего образования, профессиональному самоопределению обучающихся и мотивировать к повышению уровня технологического образования.

Инновационность проекта заключается в синхронизации программ основного общего и дополнительного образования, использовании предпрофессиональных проб, способствующих выбору профиля обучения на уровне среднего общего образования, организации трудовой практики в рамках сетевой формы реализации образовательных программ в каникулярное время как возможного механизма трудового воспитания, организации общественно-полезного производительного труда, организации образовательного путешествия как формы интегрирующей различные виды деятельности в условиях межведомственного взаимодействия субъектов.

Новизна проекта определяется межведомственным подходом (сетевой формой реализации программы) к организации технологического образования в соответствии с требованиями личности, общества и государства.

Мероприятия, проводимые в рамках проекта:

  • Круглый стол «Развитие образования: от новых задач – к новым результатам» с участием губернатора Саратовской области В.В. Радаева (представление инновационного проекта).
  • VI Областной фестиваль инновационной здоровьеориентированной деятельности (18 мая 2018 года). Презентационная площадка «Педагог-тьютор – организатор инновационной деятельности» (презентация организационной модели и примерной программы технологического образования).
  • Семинар «Деятельность педагогических работников в рамках реализации федеральной инновационной площадки «Организационная модель технологического образования обучающихся на уровне основного общего образования в образовательных организациях г. Саратова» (сентябрь 2018 года) (презентация и обсуждение примерного договора социального партнерства, примерной программы технологического образования обучающихся на уровне основного общего образования в образовательных организациях г. Саратова, диагностического инструментария определения качества технологического образования, порядка и процедуры апробации организационной модели технологического образования в образовательной организации, образовательного путешествия).
  • Семинар «Проблемы апробации организационной модели технологического образования обучающихся на уровне основного общего образования в образовательных организациях г. Саратова» (ноябрь 2018 года) (обсуждение апробации модели в образовательных организациях г. Саратова, возможностей внесения корректив).
  • Всероссийская научно-практическая конференция «Организация социального партнерства по формированию физической, технологической культуры и культуры безопасности: проблемы, опыт, перспективы» (декабрь 2018 года) (обсуждение промежуточных результатов апробации организационной модели, проблем и перспектив социального партнерства в рамках технологического образования).
  • Семинар «Результативность и эффективность деятельности в рамках реализации федеральной инновационной площадки «Организационная модель технологического образования обучающихся на уровне основного общего образования в образовательных организациях г. Саратова» (январь 2019 года) (анализ инновационной деятельности в образовательных организациях, оценка результативности и эффективности, рекомендации к реализации примерной программы технологического образования в образовательных организациях Саратовской области).
  • Публикация научно-методических рекомендаций по организации технологического образования на уровне основного общего образования в образовательных организациях (июнь 2019 года).

Достигнутые результаты

1. Апробированная организационная модель технологического образования обучающихся на уровне основного общего образования в 7 образовательных организациях г. Саратова, готовая к внедрению во все образовательные организации Саратовской области.

2. Разработанные продукты:

  • Совместная образовательная программа по технологическому образованию (примерная программа технологического образования).
  • Пакет нормативных документов, регламентирующих реализацию совместной образовательной программы (договор о партнерстве, соглашения о сотрудничестве).
  • Диагностический инструментарий оценки качества технологического образования.
  • Индивидуальный образовательный маршрут технологического образования.
  • Образовательное путешествие (программа).

3. Опубликованные материалы:

4. Сетевые сообщества ФИП, группы в социальных сетях. Профессиональное сообщество «Мы – вместе!» создано для учителей физической культуры, технологии и ОБЖ кафедрой ТиМФТО ГАУ ДПО «СОИРО».  В сообществе размещается актуальная информация для участников ФИП и всех лиц, заинтересованных в повышении качества технологического образования. Предполагается обмен опытом участников ФИП в сообщениях с хештегом #ФИП #СОИРО.

Социальная значимость проекта:

Для обучающихся и их родителей (законных представителей): доступность качественного технологического образования, возможность раннего профессионального самоопределения, занятость в каникулярное время в соответствии с желаниями, способностями обучающихся и потребностями рынка труда.

Для предприятий и организаций материального и не материального секторов экономики: ориентация обучающихся на профессиональное становление в условиях производства товаров и услуг региона и Российской Федерации.

Для образовательных организаций: использование ресурсов сторонних организаций; осознанный выбор направления предпрофильной подготовки и профильного обучения на уровне среднего общего образования; организация общественно полезного труда обучающихся.

Результативность проекта:

Организационная модель технологического образования обучающихся на уровне основного общего образования в образовательных организациях г. Саратова, прошедшая апробацию и подтвердившая право на успешное существование.

Эффективность проекта:

  • Повышение доступности технологического образования.
  • Повышение качества технологического образования.
  • Использование ресурсов организаций материального и нематериального секторов экономики.
  • Снижение перегрузки обучающихся.

 

По результатам экспертизы годовых отчетов в рамках мероприятий Министерства просвещения Российской Федерации по развитию инновационной инфраструктуры в системе образования принято решение о признании деятельности федеральной инновационной площадки лучшей практикой в 2018 году. Организационная модель технологического образования обучающихся на уровне основного общего образования в образовательных организациях г. Саратова рекомендована для распространения и внедрения в массовую практику деятельности образовательных организаций в качестве наиболее успешных в 2018 году на территории Российской Федерации.

Наши проекты