
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «О федеральных инновационных площадках» от 11 декабря 2017 года N 1206 кафедра теории и методики физической культуры, технологии и ОБЖ стала инициатором реализации инновационного проекта «Организационная модель технологического образования обучающихся на уровне основного общего образования в образовательных организациях г. Саратова».
Исполнитель проекта: ГАУ ДПО «СОИРО».
Соисполнители проекта: МАОУ «Гимназия № 3» Фрунзенского района г. Саратова, ЦМИТ «Т И Р»,
Апробация организационной модели проходила на базе:
ЧОУ «Лицей-интернат № 6 среднего общего образования открытого акционерного общества «Российские железные дороги».
Цель инновационного образовательного проекта: разработка и апробация организационной модели технологического образования обучающихся г. Саратова.
Задачи инновационного образовательного проекта:
Ключевые этапы (сроки) реализации проекта:
Концепция и идеи инновационного образовательного проекта
На сегодняшний день нет четко очерченных границ понятия «технологическое образование», поэтому, опираясь на Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ), под технологическим образованием мы понимаем единый целенаправленный процесс воспитания и обучения (в том числе и трудового), являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупностью приобретаемых знаний, умений, навыков в области техники и технологии преобразования материала, информации, энергии, ценностных установок, ориентирующих на выбор техники и технологии, сохраняющих окружающую среду (минимизация рисков), опыта преобразовательной деятельности и социальных компетенций, позволяющих выстраивать эффективное взаимодействие.
Требования общества и государства к содержанию подготовки детей и молодежи к труду в промышленности, сфере услуг и результатам этой подготовки нашли отражение в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, ФГОС ООО (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897). Содержание предметной области «Технология» отражено в ФГОС ООО (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) и примерной основной образовательной программе основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) и определяет области технологического знания, необходимые каждому обучающемуся для успешности в различных сферах жизнедеятельности. Для достижения целей технологического образования реализация его содержания должна осуществляться в системе общего образования (в урочной и внеурочной деятельности) и в системе дополнительного образования. Необходима синхронизация программ технологического образования в системе основного и дополнительного образования. Это позволит исключить дублирование информации, овладеть значительным количеством технологических приемов преобразования материала, информации, энергии, осознать потребность в постоянном пополнении и обновлении технологических знаний, повысит интерес к технологии как науке и области преобразовательной деятельности, поможет в профессиональном самоопределении, снизит нагрузку, позволит более эффективно использовать имеющиеся ресурсы, в том числе человеческие.
Многоаспектность технологического образования актуализирует проблему, связанную, в первую очередь, с ресурсным обеспечением. В ст. 15 «Сетевая форма организации реализации образовательных программ» Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» предлагается осваивать образовательную программу обучающимися с использованием ресурсов сторонних организаций, заинтересованных в профессиональном самоопределении детей и молодежи и готовых оказать помощь и содействие в организации технологического образования обучающихся.
Системно-деятельностный подход (Б.Г. Ананьев, П.К. Анохин, Б.Ф. Ломов, Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.Р. Лурия, Л.С. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.) ориентирует на преемственность технологического образования на уровне начального, основного и среднего образования, систематичность и последовательность его организации, тесную связь с современным мироустройством, возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Центральным, системообразующим элементом является планируемый результат деятельности, что позволяет более четко определять условия организации и управления учебной, познавательной, преобразующей деятельностью, а также вносить в нее необходимые коррективы.
Теория проблемного обучения (А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, В. Оконь), теория отношений (А.А. Бодалев, В.Н. Мясищев), теория управления образовательными системами (Д.А. Новиков, Н.Г. Капустин), теория информации (А. Моль), концепция непрерывного технологического образования (Ю.Л. Хотунцев, А.В. Хотулев, А.Ж. Насипов), концепция педагогической поддержки (В.П. Бедерханова, О.С. Газман, Н.Б. Крылова), идеи об индивидуальной образовательной траектории (Е.А. Александрова, С.А. Вдовина, А.В. Хуторской) составляют методологическую основу модели.
Непрерывное совершенствование техники и технологии, возникновение новых материалов, позволяющих облегчить жизнедеятельность человека, оказывают влияние на определение целей и содержание технологического образования в специально созданных психолого-педагогических условиях (примерная программа; проблемные методы обучения; индивидуальные, групповые, коллективные личностно-социально-значимые проекты и образовательное путешествие как формы организации; планируемые результаты деятельности; наличие диагностического инструментария). Синхронизации программ основного общего (урочная и внеурочная деятельность) и дополнительного образования с использованием ресурсов предприятий и организаций промышленной сферы и сферы обслуживания г. Саратова повысит качество технологического образования, уменьшит нагрузку на учащегося. Взаимодействие образовательных организаций и предприятий (организаций), предоставляющее возможность познакомиться с миром профессий и региональным рынком труда, условиями работы специалистов и выполнить предпрофессиональную пробу, будет способствовать выбору профиля обучения на уровне среднего общего образования, профессиональному самоопределению обучающихся и мотивировать к повышению уровня технологического образования.
Инновационность проекта заключается в синхронизации программ основного общего и дополнительного образования, использовании предпрофессиональных проб, способствующих выбору профиля обучения на уровне среднего общего образования, организации трудовой практики в рамках сетевой формы реализации образовательных программ в каникулярное время как возможного механизма трудового воспитания, организации общественно-полезного производительного труда, организации образовательного путешествия как формы интегрирующей различные виды деятельности в условиях межведомственного взаимодействия субъектов.
Новизна проекта определяется межведомственным подходом (сетевой формой реализации программы) к организации технологического образования в соответствии с требованиями личности, общества и государства.
Мероприятия, проводимые в рамках проекта:
Достигнутые результаты
1. Апробированная организационная модель технологического образования обучающихся на уровне основного общего образования в 7 образовательных организациях г. Саратова, готовая к внедрению во все образовательные организации Саратовской области.
2. Разработанные продукты:
3. Опубликованные материалы:
4. Сетевые сообщества ФИП, группы в социальных сетях. Профессиональное сообщество «Мы – вместе!» создано для учителей физической культуры, технологии и ОБЖ кафедрой ТиМФТО ГАУ ДПО «СОИРО». В сообществе размещается актуальная информация для участников ФИП и всех лиц, заинтересованных в повышении качества технологического образования. Предполагается обмен опытом участников ФИП в сообщениях с хештегом #ФИП #СОИРО.
Социальная значимость проекта:
Для обучающихся и их родителей (законных представителей): доступность качественного технологического образования, возможность раннего профессионального самоопределения, занятость в каникулярное время в соответствии с желаниями, способностями обучающихся и потребностями рынка труда.
Для предприятий и организаций материального и не материального секторов экономики: ориентация обучающихся на профессиональное становление в условиях производства товаров и услуг региона и Российской Федерации.
Для образовательных организаций: использование ресурсов сторонних организаций; осознанный выбор направления предпрофильной подготовки и профильного обучения на уровне среднего общего образования; организация общественно полезного труда обучающихся.
Результативность проекта:
Организационная модель технологического образования обучающихся на уровне основного общего образования в образовательных организациях г. Саратова, прошедшая апробацию и подтвердившая право на успешное существование.
Эффективность проекта:
По результатам экспертизы годовых отчетов в рамках мероприятий Министерства просвещения Российской Федерации по развитию инновационной инфраструктуры в системе образования принято решение о признании деятельности федеральной инновационной площадки лучшей практикой в 2018 году. Организационная модель технологического образования обучающихся на уровне основного общего образования в образовательных организациях г. Саратова рекомендована для распространения и внедрения в массовую практику деятельности образовательных организаций в качестве наиболее успешных в 2018 году на территории Российской Федерации.