Для преодоления минимального порога на ЕГЭ следует обратить внимание на повторение и закрепление обучающимися с минимальной подготовкой учебного материала, составляющего базовое ядро содержания биологического образования. К числу обязательных знаний относятся:
− методы изучения живой природы;
− биологическая терминология и символика;
− основные признаки биологических объектов, основных царств живой природы;
− строение и функции органоидов клетки;
− значение митоза и мейоза;
− основные особенности строения и жизнедеятельности организма человека;
− меры профилактики травм и инфекционных заболеваний;
− основные критерии вида, приспособленность организмов к среде обитания;
− среды обитания, цепи питания, роль растений и животных в экосистемах.
Обучающиеся должны овладеть следующими умениями:
− различать биологические объекты по их описанию и рисункам;
− называть представителей разных отделов растений, типов и классов животных;
− составлять схемы цепей питания;
− решать элементарные генетические задачи на моногибридное скрещивание.
Для достижения более высоких результатов на ЕГЭ следует обратить внимание на повторение и закрепление обучающимися с удовлетворительной подготовкой следующего учебного материала:
− формулировки основных положений клеточной теории,
− законы наследственности и изменчивости; химический состав, строение и функции клеток;
− особенности обмена веществ и превращения энергии в клетке и организме; деление клетки, характеристика фаз митоза и мейоза;
− процессы гаметогенеза у животных; особенности строения, жизнедеятельности и размножения растений и животных;
− строение и жизнедеятельность органов и систем органов человека;
− движущие силы эволюции, их значение в эволюции;
− определение и критерии вида, приспособленность организмов;
− основные ароморфозы в развитии растений и животных;
− признаки родства человека и животных;
− роль организмов разных царств в круговороте веществ и превращении энергии в биосфере.
Обучающиеся должны владеть следующими умениями:
− выявлять существенные признаки биологических объектов, процессов, явлений;
− сравнивать клетки и организмы разных царств живой природы; сравнивать митоз и мейоз;
− определять генотипы и фенотипы родителей и потомства;
− обосновывать необходимость соблюдения гигиенических норм и правил здорового образа жизни;
− устанавливать приспособленность организмов к среде обитания;
− составлять схемы цепей питания в экосистемах;
− решать простейшие биологические задачи по цитологии и генетике;
− определять хромосомный набор соматических и половых клеток.
Для достижения более высоких результатов на ЕГЭ дополнительно к элементам знаний и умений, обозначенных для предыдущих групп участников ГИА, обучающимися с хорошей биологической подготовкой должны быть освоены также следующие знания:
− хромосомная теория наследственности, теория антропогенеза, эволюционная теория, закон гомологических рядов наследственной изменчивости Н.И. Вавилова;
− обмен веществ и превращение энергии в клетке и организме человека;
− матричные реакции (биосинтез белка, ДНК, РНК), вирусы как неклеточная форма жизни;
− характеристика фаз митоза и мейоза, биологическое значение митоза и мейоза;
− закономерности индивидуального развития организмов, онтогенез растений и животных, циклы развития основных отделов растений;
− мутации и их значение в эволюции;
− методы селекции и биотехнологии, основные направления биотехнологии, их значение, строение анализаторов,
− нейрогуморальная регуляция жизнедеятельности организма человека, особенности высшей нервной деятельности человека;
− движущие силы эволюции, их взаимосвязь, результаты эволюции: видообразование и формирование приспособленности организмов к среде обитания, пути и направления эволюционного процесса, роль биологических и социальных факторов в эволюции человека, функциональные группы организмов в экосистемах, их роль в круговороте веществ.
Обучающиеся должны владеть следующими умениями:
− сравнивать процессы обмена веществ организмов разных царств живой природы, типы деления клеток, формы размножения организмов;
− определять набор хромосом и ДНК в разных фазах деления клетки, узнавать по рисункам биологические объекты и описывать их;
− различать безусловные и условные рефлексы, устанавливать причинно-следственные связи между строением и функциями химических веществ, органоидов клетки, приспособленностью организмов и средой их обитания, положением функциональной группы в экосистеме и ее ролью; составлять схемы скрещивания и решать задачи по генетике и цитологии разного типа.
Дополнительно к элементам знаний и умений, рекомендованных предыдущим группам участников ЕГЭ, обучающиеся с отличной подготовкой должны уметь:
− обосновывать значение методов биологической науки в познании живой природы, значение гена, генетического кода и матричных реакций в реализации наследственной информации организма, эволюционной теории в развитии селекции, биотехнологии;
− анализировать биологическую информацию, осмысливать и определять верные и неверные суждения;
− объяснять сущность и значение биологических законов, теорий, закономерностей, использовать их для объяснения процессов и явлений в живой природе; формулировать выводы, делать обобщения при решении биологических задач;
− объяснять этапы видообразования и формирования приспособленности организмов с позиции синтетической теории эволюции, устанавливать причины, обеспечивающие устойчивость и смену экосистем, ее саморегуляцию;
− сравнивать природные экосистемы и агроэкосистемы;
− обосновывать сущность учения В.И. Вернадского о функциях живого вещества в биосфере, последствия глобальных изменений и меры сохранения равновесия в природе, применять знания по цитологии и генетике в новой ситуации при решении задач для обоснования полученных результатов.
В целях более эффективной организации преподавания курса биологии в школе и подготовки обучающихся старших классов к ЕГЭ в 2021 г. по биологии рекомендуем преподавателям, выпускникам, а также их родителям обратить внимание на ряд содержательных (в области биологии) и организационных аспектов в построении системы подготовки к итоговой аттестации по биологии. В первую очередь следует провести анализ типичных ошибок и затруднений, выявленных по результатам ЕГЭ 2020 г. Это поможет оптимизировать учебную программу, методики преподавания. На следующем этапе следует внимательно отнестись к отбору учебной литературы. В ряде случаев дополнительные учебники и пособия могут быть хорошим подспорьем для примеров или аргументов при объяснении биологического процесса или явления. Здесь нужно руководствоваться списком учебников, вошедших в Федеральный перечень 2018 года и дополнениями к нему.
В ходе подготовки к экзамену необходимо структурировать имеющееся биологическое содержание всего курса за шесть лет обучения. Так как наибольшее количество заданий в КИМ приходится на раздел «Общая биология», то отработке этого содержания следует уделить наибольшее внимание, а повторение курсов биологии основной школы следует рассматривать системно, с учетом общебиологических знаний.
Для достижения высоких результатов на ЕГЭ рекомендуется в учебном процессе увеличить долю самостоятельной деятельности обучающихся, как на уроке, так и во внеурочной работе, акцентировать внимание на выполнение творческих, исследовательских заданий. Для выработки умений решать задачи по цитологии и генетике отрабатывать алгоритмы их решения. При проведении различных форм контроля более широко использовать задания разного типа, аналогичные заданиям ЕГЭ. Особое внимание следует уделять заданиям на установление соответствия и сопоставление биологических объектов, процессов, явлений, а также на задания со свободным развернутым ответом, требующих от обучающихся умений обоснованно и кратко излагать свои мысли, применять теоретические знания на практике. Проведенный анализ результатов экзаменационной работы, выявленные проблемы в освоении участниками ЕГЭ знаний и умений, составляющих основу их биологической подготовки, позволяют высказать некоторые общие рекомендации по подготовке обучающихся к ЕГЭ 2021 года. Подготовку необходимо начать с изучения нормативной базы, размещѐнной на ФИПИ (а именно с демоверсией, кодификатором и спецификацией КИМ ЕГЭ для 2021 года).
На уроках биологии необходимо обеспечить освоение обучающимися основного содержания курса биологии и использования обучающимися разнообразных видов учебной деятельности, представленными в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки участников ЕГЭ.
В наиболее тщательной проработке на уроках биологии нуждается материал, который традиционно вызывает затруднение у многих участников ЕГЭ:
обмен веществ на клеточном и организменном уровнях;
методы селекции и биотехнологии;
хромосомный набор клеток, деление клеток, митоз и мейоз; циклы развития растений, гаметофит и спорофит, движущие силы эволюции, результаты, пути и направления эволюции растений и животных;
нервная система и нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма человека;
экосистемы и присущие им закономерности, жизнь в сообществах, взаимоотношения между организмами.
Эти темы явно недостаточно проработаны, поэтому низкие результаты показали участники ЕГЭ во всех группах.
При изучении этих тем в 10-11 классах необходимо повторить учебный материал, изученный в основной школе, и на его базе формировать новые понятия. На уроках биологии необходимо уделять внимание развитию у обучающихся умений анализировать биологическую информацию, осмысливать и определять верные и неверные суждения, работать с изображением биологических объектов, сравнивать, определять и характеризовать их, приводя необходимые аргументы. При проведении различных форм контроля в образовательной организации более широко нужно использовать задания разного типа, аналогичные заданиям ЕГЭ. Особое внимание следует уделять заданиям на сопоставление и установление соответствия биологических объектов, процессов, явлений, а также на задания со свободным развернутым ответом, требующие от обучающихся умений обоснованно и кратко излагать свои мысли, применять теоретические знания на практике. Для достижения положительных результатов на ЕГЭ следует в учебном процессе увеличить долю самостоятельной деятельности обучающихся как на уроке, так и во внеурочной работе, акцентировать внимание на выполнение творческих, исследовательских заданий. Кроме традиционных форм подготовки к ЕГЭ, можно предложить инновационные формы такие как: дистанционное обучение (в настоящее время успешно прошли экспертизу на региональном уровне ряд дистанционных курсов учителей Саратовской области, кроме того есть ряд дистанционных курсов на федеральном уровне); создание учителем своего электронного банка заданий для подготовки к ЕГЭ на сайте учителя или образовательного учреждения; проведение нетрадиционных уроков – консультаций; проведение групповых консультаций во внеурочное время для обучающихся и если это нужно, их родителей; прохождение экзамена в режиме on – lain и т.п. Методическую помощь учителям и обучающимся при подготовке к ЕГЭ могут оказать материалы с сайта ФИПИ (www.fipi.ru):
документы, определяющие структуру и содержание КИМ ЕГЭ 2021 года, открытый банк заданий ЕГЭ, учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ, методические рекомендации прошлых лет. Ресурсы Интернет для подготовки к ЕГЭ по биологии:
http://www.prosv.ru/ebooks/Bogolubov_Obshestvoznanie_6kl/index.html
www.biologya.ru/hronos.php
http://www.un.org/ru/
http://www.coe.int/
http://www.alleng.ru/edu/social2.htm
http://www.bio-faq.ru/map3.html
http://ftl1.ru/pimenov-av.htmlРесурсы Интернет для подготовки к ЕГЭ по биологии:
http://www.prosv.ru/ebooks/Bogolubov_Obshestvoznanie_6kl/index.html
https://bio-ege.sdamgia.ru/
https://neznaika.pro/ege/
http://www.bio-faq.ru/map3.html