Сведения об образовательной организации

Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Саратовский областной институт развития образования»

90 летие

nadpis_90_let_1.png

Переключатель на версию для слабовидящих

В лицее № 15 состоялось очередное заседание Дискуссионного клуба

14 ноября 2014 года в лицее № 15 Заводского района города Саратова состоялось очередное заседание Дискуссионного клуба, в котором приняли участие старшеклассники МОУ «СОШ с.Березина Речка Саратовского района», МБОУ «СОШ № 23 г. Энгельса», МОУ Лицей № 15 города Саратова. Тема дискуссии «Первая мировая страна в истории страны и мира».

Созданный в 2009 году Дискуссионный клуб включает учащихся нескольких образовательных учреждений и работает в технологии «академической» дискуссии, которая представляет собой подготовленную форму обсуждения сложных социальных вопросов по четко определенным правилам. Данная технология разработана и апробирована в рамках региональной экспериментальной площадки «Формирование толерантности школьников в системе гражданско-правового образования» на базе лицея

№ 15 г. Саратова.

Ведущие дискуссииучителя истории и обществознания: С.В. Розанова (МОУ «СОШ с. Березина Речка Саратовского района»), М.В. Сергеева (МОУ Лицей № 15 города Саратова), М.А. Бондаренко (МБОУ «СОШ № 23 г. Энгельса»).

Дискуссия состояла из трех логически взаимосвязанных блоков. Рассматривая причины Первой мировой войны ученики продемонстрировали умение анализировать разные источники информации – исторические документы, статистические материалы, делать на их основе логические выводы и обобщения. Обсуждая последствия войны, они сделали вывод о том, что Первая мировая стала переломным моментом в судьбе человеческой цивилизации, которая коренным образом изменила геополитическую карту мира, пали три из четырех вступивших в войну европейских монархий: Романовых, Гогенцоллернов и Габсбургов. Изменила война и судьбы простых людей, а ее итоги определили дальнейшее развитие мировой истории. Версальско-Вашингтонский мирный договор оказался фактически 20-летним перемирием, в ходе которого как победители, так и побежденные вели подготовку к новой войне. Последний блок дискуссии был посвящен проблеме сохранения исторической памяти о событиях Первой мировой войны в разных странах мира: Франции, Германии и России. Размышляли ребята о причинах изменения названия самой войны в России – от Второй Отечественной войны до войны империалистической, забытой, а также о том от кого зависит возрождение памяти о ее участниках, воевавших за свое Отечество: государства, общественных организаций, рядовых граждан.

При обсуждении событий Первой мировой войны затрагивались социальные, нравственные, правовые, экономические, исторические аспекты темы. В ходе дискуссии ученики показали серьезную, глубокую подготовку, аргументация была основана на знании материала, далеко выходящего за рамки школьной программы. Участники обсуждения продемонстрировали уважительное отношение к истории, коммуникативную и дискуссионную культуру, толерантность, гуманистическое мировоззрение.

Впервые в ходе дискуссии была проведена самооценка работы групп по заранее разработанным критериям. Подводя итоги оценивания дискуссии, руководитель клуба, ст. преподаватель кафедры гуманитарно-эстетического образования ГАУ ДПО «СОИРО» И.Л. Каменчук отметила объективность самооценки, которая практически совпала с оценкой экспертов (расхождение составило не более двух баллов). Важным итогом дискуссии стала гуманистическая позиция школьников, выраженная ребятами как в ходе обсуждения событий Первой мировой войны, так и в ответах на вопросы рефлексивного блока.

 

Что нового Вы узнали?

«… что последние репарации Германия выплатила в 2010 году»

«…героический подвиг защитников крепости Осовец »

«Атака «мертвецов».

 

Изменилось ли отношение к Первой мировой войне?

«Несомненно…Первая мировая предстала действительно Великой, Отечественной, несправедливо забытой.

 

Считаете ли Вы войну допустимым способом разрешения конфликтов в современном мире?

«В современном мире любые международные противоречия должны решаться мирным путем»

«Сегодня, начав войну, НИКТО не останется в живых!!!»

«В современном мире все должно решаться путем разумной дипломатии»

«Нельзя допустить новой мировой войны».

Отчет

Наши проекты