Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Саратовский областной институт развития образования»

Итоги семинара для участников федерального инновационного проекта РАО «Реализация ФГОС основного общего образования и достижение нового образовательного результата через внедрение технологий деятельностного типа в основную школу»

14-15 октября 2015 года в Саратове состоялся семинар для участников федерального инновационного проекта РАО «Реализация ФГОС основного общего образования и достижение нового образовательного результата через внедрение технологий деятельностного типа в основную школу».

Участниками федерального инновационного проекта являются девять общеобразовательных организаций области (СОШ 51 г. Саратова, СОШ 11 г. Саратова, СОШ 3 г. Аткарска, гимназия им. Ю.А. Гарнаева г. Балашова, лицей-интернат г. Балашова, СОШ с. Багаевка Саратовского района, СОШ с. Кипцы Екатериновского района, СОШ 1 г. Новоузенска, СОШ 2 г. Хвалынска), для которых один раз в полугодие кафедра гуманитарного и эстетического образования проводит учебные семинары.

14 октября такой семинар прошел на базе СОШ 11 Волжского района и 15 октября СОШ 51 Кировского района.

11-я школа – образовательная организация, включающая в себя все ступени общего образования – от дошкольной до полного среднего образования, в ней – 517 учащихся и 100 дошкольников. Педагоги школы показали преемственность в использовании технологий деятельностного типа от дошкольной ступени до основной школы.

Непосредственная образовательная деятельность в дошкольных группах направлена на развитие музыкально-художественных способностей детей (праздник в подготовительной группе «Осень золотая»), физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации), формирование элементарных математических представлений, логического мышления.

Учителя начальных классов показали уроки математики в 4 классе «Решение задач», учитель О.В. Андреева, окружающего мира в 3 классе – учитель Е.Н. Лигостаева, литературного чтения в 3 классе «Отчего так хорошо ранним летним утром. Глава «В купальне» из повести А.Н. Толстого «Детство Никиты» – учитель Л.В. Головащенко.

Педагоги основной школы представили уроки русского языка в 5 классе (М.В. Муренко), информатики в 5 классе (В.Е. Резепова), физики в 7 классе (Т.А. Каширина), химии в 8 классе (И.М. Гришенко).

Сегодня учитель должен уметь одинаково качественно провести не только уроки, но и внеурочные занятия. В ходе семинара участники познакомились с научно-познавательным и художественно-эстетическим направлениями внеурочной деятельности.

15 октября семинар продолжился в СОШ 51 Кировского района. Большой интерес его участников вызвало ноу-хау педагогического коллектива школы – интерактивные зоны, которые наглядно показали учащиеся как старшей школы, так и основной. В интерактивных зонах были представлены исследовательские проекты «Диалог времен и искусств в архитектуре саратовского модерна» (Н.Н. Галямичева, учитель истории и обществознания, кандидат исторических наук; А.А. Семенова, учитель истории и обществознания, кандидат исторических наук), «Следуем по маршруту автобуса № 33» (маршрут проходит из исторического центра Саратова до школы), (Н.В. Запорожцева, учитель географии), «Путешествуем по литературным местам губернии» (О.П. Трофимова, учитель русского языка и литературы) и социальный проект «Выбираем символы Саратова» (Т.В. Смирнова, учитель начальных классов).

Участники семинара живо заинтересовались проблематикой, поднятой учениками 8 «А» класса на уроке литературы, где обсуждался рассказ А.П. Чехова «О любви» (учитель русского языка и литературы Т.А. Туманова). «На что мы тратим жизнь?» – над решением этого проблемного вопроса класс трудился весь урок. Его задали себе и все участники семинара, побывавшие на этом уроке.

Технологии развивающего обучения – продуктивного чтения, проблемного диалога, исследовательская деятельность – были представлены на уроках по различным предметам: окружающего мира в 4 классе – «Отчего мы болеем?» (учитель Р.Я. Алмаева), русского языка в 6 классе – «Лексическое и грамматическое значение количественных числительных» (учитель С.С. Одноколкина) и в 3 классе – «Непроизносимые согласные» (учитель О.А. Мартюкова), географии в 7 классе «Атлантический океан» (учитель Н.В. Запорожцева ).

Интерактивные технологии нашли свое отражение в мастер-классах, которые провели педагоги 51-й школы, используя в качестве учеников участников семинара.

В ходе мастер-класса «Практика оценивания метапредметных результатов образования в контексте ФГОС» (учитель начальных классов Т.В. Смирнова и педагог-психолог Т.И. Ерёмина коллеги научились диагностировать свое собственное отношение к работе, а в межпредметном марафоне «Калейдоскоп природы» (учителя С.В. Дягилева и Н.В. Запорожцева) участники семинара проверили свои знания по биологии и географии. Мастер-класс «Составление математической модели реальной ситуации», проведенный учителями Л.П. Баштовой и Е.И. Черновой, научил коллег умению моделировать жизненные ситуации.

В заключение семинара его участники обменялись мнениями по поводу  учебного пособия «История Саратовского Поволжья», апробацию которого проводят учителя истории и обществознания всех девяти школ.

Отчет

Наши проекты