Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Саратовский областной институт развития образования»

Региональная научно-методическая конференция «От новых задач – к новым результатам: формирование условий для обеспечения комплексной системы оценки качества образования и образовательных результатов». Издательство «Просвещение»

25 января 2018 года в медико-биологическом лицее Ленинского района г. Саратова проведено второе мероприятие из цикла научно-методических конференций «От новых задач – к новым результатам: формирование условий для обеспечения комплексной системы оценки качества образования и образовательных результатов». На этот раз оно проводилось ГАУ ДПО «СОИРО» совместно с АО «Издательство «Просвещение».

В работе конференции приняли участие: Ильковская Ирина Михайловна, ректор Саратовского областного института развития образования; от министерства образования Саратовской области Соклакова Наталья Сергеевна, председатель комитета по государственному контролю и надзору в сфере образования; Данилов Александр Анатольевич, председатель экспертного совета, научный руководитель центра гуманитарного образования Группы компаний «Просвещение», заслуженный деятель науки Российской Федерации; Логвинова Ирина Михайловна, заместитель директора по образовательной деятельности, руководитель Научно-образовательного центра ДПО, доцент Института стратегии развития образования РАО; Молодых Екатерина Николаевна, ведущий научный сотрудник Научно-образовательного центра ДПО Института стратегии развития образования РАО; Петерсон Владимир Андреевич, исполнительный директор Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» АПКиППРО; Бершадский Михаил Евгеньевич, профессор кафедры развития образования АПКиППРО; Шатилов Алексей Сергеевич, руководитель департамента по электронному обучению АО Издательство «Просвещение»; Петров Алексей Владиславович, директор по продажам АО «Издательство «Просвещение»; Корнильев Игорь Николаевич, автор учебно-методических комплексов «Физика» для 7–11 классов, руководитель Центра проектно-исследовательской и инновационной деятельности ГАОУ АО ДПО «Институт развития образования»; Кондакова Елена Владимировна, преподаватель кафедры физики и методики ее преподавания ЕГУ им. И.А. Бунина; Шарко Наталия Ивановна, старший преподаватель кафедры эстетического образования и культурологии МИОО; Сафонова Наталья Васильевна, ведущий методист АО «Издательство «Просвещение»; Аксенова Марина Андреевна, ведущий методист отдела методической поддержки педагогов и образовательных организаций АО Издательство «Просвещение»; Синицына Вероника Валерьевна, методист Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000...», соавтор надпредметного курса «Мир деятельности», учебно-методических пособий для начальной школы по программе Л.Г. Петерсон «Учусь учиться»; Синдрякова Елена Владимировна, методист редакции физики и химии Центра естественно-математического образования АО «Издательство «Просвещение»; руководители и специалисты муниципальных органов управления образованием; сотрудники ГАУ ДПО «СОИРО»; руководители муниципальных методических служб и методисты; руководители образовательных организаций; учителя-предметники; библиотекари, – всего 375 педагогических работников из всех муниципальных районов области.

На конференции было продолжено обсуждение значимых для педагогического сообщества Саратовской области проблем, начатое на предыдущей конференции с ведущими специалистами Корпорации «Российский учебник».

С приветственным словом к присутствующим обратилась председатель комитета по государственному контролю и надзору в сфере образования Соклакова Наталья Сергеевна. Она пожелала участникам конференции плодотворной работы.

Ректор ГАУ ДПО «СОИРО» Ильковская Ирина Михайловна в своем выступлении отметила тот факт, что деятельность АО Издательство «Просвещение» всегда ориентируется на решение важных вопросов современного образования, поэтому присутствующие на конференции саратовские учителя ждут от сегодняшней встречи интересного и конструктивного разговора.

Доклад главного редактора Издательства «Просвещение» Акопьяна Виктора Альбертовича был посвящен особенностям внедрения федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего образования, организации работы обучающихся над индивидуальными проектами и итоговой аттестации обучающихся.

Заместитель руководителя Центра развития образования РАО Метелкин Дмитрий Александрович в своем вступлении остановился на современных организационных механизмах и методических ресурсах обновления содержания общего образования. Докладчик рассказал об основных источниках, институциональных формах содержания, а также о субъектах, оказывающих непосредственное влияние на формирование и изменение содержания образования. Среди таких субъектов наиважнейшими, по мнению Дмитрия Александровича, являются учебно-методические объединения.

Председатель экспертного совета, научный руководитель центра гуманитарного образования Группы компаний «Просвещение» Данилов Александр Анатольевич на примере изучения курса «История России» рассмотрел вопрос модернизации гуманитарного образования в свете реализации предметных концепций.

Заместитель директора по образовательной деятельности, руководитель Научно-образовательного центра ДПО, доцент Института стратегии развития образования РАО Логвинова Ирина Михайловна рассказала о значимости научно-методического сопровождения профессионального развития педагогов и об изменениях в профессиональной педагогической деятельности в ходе внедрения ФГОС.

Молодых Екатерина Николаевна, ведущий научный сотрудник Научно-образовательного центра ДПО Института стратегии развития образования РАО, подняла вопрос об основных формах и содержании профессионального развития учителей, обозначив точки роста современного учителя.

Тема доклада исполнительного директора Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» АПКиППРО Владимира Андреевича Петерсона – стратегическая значимость современных подходов к развитию личности ребенка. Прикладной характер дидактическая система деятельностного метода Л.Г. Петерсон реализована в курсе математики «Учусь учиться» ДО, 1–9.

В выступлении Михаила Евгеньевича Бершадского, профессора кафедры развития образования АПКиППРО, шла речь о комплексе образовательных технологий современной школы как инструменте повышения качества общего образования. Отметив большое разнообразие педагогических технологий, докладчик представил присутствующим их классификацию с точки зрения теории научения.

О перспективах развития цифровых ресурсов издательства рассказал руководитель департамента по электронному обучению Издательства «Просвещение» Алексей Сергеевич Шатилов.

По окончании пленарного заседания работа конференции была продолжена в тематических секциях.

На секции для руководителей и специалистов муниципальных органов управления образованием, руководителей муниципальных методических служб и методистов, руководителей образовательных организаций, которую вела руководитель Научно-образовательного центра ДПО, доцент Института стратегии развития образования РАО Логвинова Ирина Михайловна, обсуждалась национальная система учительского роста. Молодых Екатерина Николаевна, ведущий научный сотрудник Научно-образовательного центра ДПО Института стратегии развития образования РАО, провела тренинг с присутствующими на секции педагогами. Главный редактор Издательства «Просвещение» Акопьян Виктор Альбертович обсудил с руководителями методических служб и методистами особенности обучения по индивидуальному учебному плану учащихся, не ликвидировавших академическую задолженность.

На секции для учителей математики (ведущий – Сафонова Наталья Васильевна, ведущий методист Издательства «Просвещение») шла речь о том, как с помощью учебно-методических комплексов издательства «Просвещение» по математике реализуются федеральные государственные образовательные стандарты. Интерес присутствующих вызвал новый образовательный проект Издательства «Просвещение» «Сферы».

На секции для учителей начальной школы, ОРКЭС ее ведущий Синицына Вероника Валерьевна, методист Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…», познакомила участников с методикой преподавания по учебному пособию надпредметного курса «Мир деятельности» Л.Г. Петерсон для учащихся начальной школы. Данный курс ориентирован на формирование у учащихся знаний об учебной деятельности и способах ее организации, качествах ученика и ценностях жизни, которые помогают ему успешно справляться с затруднениями. Предлагаемый курс создает условия для открытия ребенком секретов своей успешной учебы, повышает мотивацию детей к самостоятельному и осознанному учению.

Выступление Шарко Наталии Ивановны, старшего преподавателя кафедры эстетического образования и культурологи МИОО, было посвящено проблеме освоения в светской школе знаний о религии как особом типе мировоззрения, о религиозной культуре как части национальной культуры, а также формирования поликультурной личности, способной к межконфессиональному диалогу. Наталия Ивановна рассказала об особенности работы по учебникам издательства «Просвещение».

Ведущий секции для учителей истории Данилов Александр Анатольевич, председатель экспертного совета, научный руководитель центра гуманитарного образования Группы компаний «Просвещение», подробно остановился на «трудных вопросах» российской и мировой истории, рассказал о современных тенденциях создания УМК по отечественной и всеобщей истории. Оживленная дискуссия завязалась по вопросам преподавания отечественной истории по УМК под редакцией А.В. Торкунова и всеобщей истории.

На секции для учителей физики и астрономии (ведущие – Кондакова Елена Владимировна, преподаватель кафедры физики и методики ее преподавания ЕГУ им. И.А. Бунина, Корнильев Игорь Николаевич, автор учебно-методических комплексов «Физика» для 7–11 классов, руководитель Центра проектно-исследовательской и инновационной деятельности ГАОУ АО ДПО «Институт развития образования») обсуждалась концепция астрономического образования и ее реализация в современной школе. Интерес присутствующих вызвало исследование ключевых ситуаций учебно-исследовательской деятельности на уроках физики.

Секцию для учителей географии вела Аксенова Марина Андреевна, ведущий методист отдела методической поддержки педагогов и образовательных организаций АО «Просвещение». Она познакомила педагогов с новинками картографической продукции издательства, универсальными контурными картами и атласами, особенностями предметной линии 5–9 классов, УМК «СФЕРЫ», и «Полярная звезда»; способами эффективной подготовки учащихся 9, 11 классов к выполнению заданий ОГЭ и ЕГЭ с помощью новых методических пособий «Я сдам ОГЭ», «Я сдам ЕГЭ», авторского коллектива Барабанов В.В., Амбарцумова Э.М., Дюкова С.Г. (членов Федеральной комиссии по разработке КИМ).

В интерактивном режиме учителя работали с предложенными ведущим интернет-ресурсами и их содержанием.

Исчерпывающие ответы были получены на вопросы по принятию Концепции географического образования, обновлению предметного содержания, особенностям использования УМК и составлению рабочих программ.

На секции для учителей химии (ведущий – Синдрякова Елена Владимировна, методист редакции физики и химии Центра естественно-математического образования АО «Издательство «Просвещение») шла речь о реализации требований к подготовке по химии учащихся в соответствии с ФГОС ООО посредством образовательных ресурсов издательства «Просвещение».

Третье, заключительное, заседание конференции с ведущими специалистами Издательства «Русское слово» планируется провести 13 февраля 2018 года.

Отчет

Наши проекты