Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Саратовский областной институт развития образования»

Памяти Евгения Борисовича Квашнина

В Музее педагогической славы Саратовской области открылась экспозиция, посвященная Евгению Борисовичу Квашнину (1932–2019).

Выставка рассказывает о трудовом пути Е.Б. Квашнина, директора школы № 13 (1973–1975) и ФТЛ № 1 (1984–2005), отличника народного просвещения (1985), заслуженного учителя школы РСФСР (1990), награжденного знаком губернатора области «Почетный крест» (2002), Почетной грамотой губернатора Саратовской области (2005), почетного гражданина Саратовской области (2006).

Воспитываясь в атмосфере высоких нравственных устоев, Евгений Борисович осознанно выбрал профессию и прошел путь, типичный для многих российских педагогов: старший вожатый, учитель физики, завуч, ассистент, старший преподаватель и заместитель декана Саратовского государственного педагогического института, эксперт проектов ЮНЕСКО и, наконец, директор 13-й школы, впоследствии ставшей ФТЛ № 1.

Первый практический опыт работы с детьми Евгений Борисович получил, будучи студентом второго курса СГПИ и членом комитета комсомола института: он организовал летний дворовый пионерский лагерь для детей (более 100 человек), проживающих в многоэтажных домах по улице Рабочая, 10. Впоследствии такие же клубы стали создаваться по всему городу, а опыт студента пединститута пропагандировался во всей области.

После окончания института вместе с женой они получили направление на работу в среднюю школу № 75 г. Саратова. Евгений Борисович учителем физики, а жена учителем русского языка и литературы. В этой школе Евгений Борисович проработал 8 лет, сначала учителем, а затем завучем по производственному обучению. По его словам это были самые счастливые годы близкого общения со школьниками. Квашнин с ребятами организовал радиоклуб, где они создавали различные приборы и радиоконструкции, сделали свой радиоузел, УКВ-радиостанцию. Школьники установили на ней более 2 тысяч связей со многими радиолюбителями из России, Франции, Италии, Японии, США и др. стран. Работа членов радиоклуба неоднократно отмечалась призами ГОРОНО, обкома ДОСААФ, медалями ВДНХ СССР. Многие из членов клуба стали в дальнейшем ведущими инженерами ОКБ радиоэлектронных заводов, известными учеными вузов.

Летом Евгений Борисович со школьниками ходил в походы пешком, на велосипедах, на фанерных байдарках, которые ребята сами делали в школе всю зиму. Его подопечные выиграли областной слет туристов и достойно представили область на всероссийском слете, за что были отмечены Минпросом РСФСР.

С 1963 года Евгений Борисович работал в Саратовском государственном педагогическом институте сначала ассистентом кафедры физики, затем старшим преподавателем на той же кафедре, а в 1966 году был назначен на должность заместителя декана физико-математического факультета.

По приказу Министерства просвещения РСФСР в течение 12 лет Е.Б. Квашнин работал в странах Азии и Африки. В Гане и Непале преподавал физику на английском языке в местных колледжах. В Нигерии и Танзании (Занзибар) руководил проектами ЮНЕСКО по подготовке преподавательских кадров для школ и учительских институтов. В рамках этих проектов организовывались курсы повышения квалификации учителей, разрабатывались учебники по “General Science”, методические пособия.

В 1970 году добросовестный труд Е.Б. Квашнина за рубежом был отмечен правительственной наградой – медалью «За доблестный труд» и благодарственными письмами Генерального директора ЮНЕСКО. Работа за границей дала Евгению Борисовицу неоценимый опыт, который во многом способствовал росту его педагогического мастерства.

Физик, профессионал, человек, обладающий широкой эрудицией и богатым опытом, Евгений Борисович в 1973 году возглавил физико-математическую школу № 13. Приняв такую известную в городе школу, директор старался сохранить ее традиции, все лучшее из накопленного опыта и уделять внимание потребностям времени. Опираясь на высокий профессиональный уровень коллектива, он дал толчок развитию школы и переходу на качественно новую ступень. По его инициативе она была преобразована в физико-технический лицей № 1, основополагающим принципом которого стало содружество педагогов и учащихся, совместный творческий поиск, дающий максимальные возможности для развития духовного потенциала личности.

Директор сумел не только подобрать коллектив высококвалифицированных специалистов, но и сплотить их при решении общих задач, сделать коллективом единомышленников. Во многом этому способствовал демократический стиль руководства, присущий Евгению Борисовичу, умение решать сложные проблемы коллегиально. Директор поддерживал дух поиска, творческой инициативы, который и теперь царит в стенах лицея. Педагогический коллектив лицея постоянно работает в режиме поиска и добивается высоких результатов.

Педагогические принципы Квашнина Е.Б.: Искренне любить детей. Больше прощать, чем наказывать. Встречать детей каждое утро в дверях школы. Все делать медленно, но основательно.

Педагогической профессии он отдал более 50 лет.

Отчет

Наши проекты