Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Саратовский областной институт развития образования»

90 летие

nadpis_90_let_1.png

Переключатель на версию для слабовидящих

Всероссийская научно-практическая конференция «История России через историю регионов: Саратовское Поволжье» о школьных музеях

8 ноября 2019 года состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «История России через историю регионов: Саратовское Поволжье», в рамках которой работала секция «Роль образования и просвещения в развитии регионов страны».

Участники секции – учителя гуманитарных предметов, руководители школьных музеев, отметили, что образовательная реформа и новые федеральные государственные образовательные стандарты четко определили направление государственного заказа, связанного с вызовами времени.

Школа и музей получили возможность объединить свои усилия не только в дополнительном, но и в основном образовании детей. Выступающие подчеркнули, что потенциал музеев необычайно важен для образовательных и воспитательных задач на всех уровнях образования, начиная от дошкольного отделения и заканчивая старшей профильной школой.

Опытом работы по использованию инновационных форм работы с учащимися в Музее педагогической славы поделилась Г.Н. Гаврилова, заведующий музеем, модератор секции. Она отметила, что самым эффективным из методов деятельностного обучения в музее стал исследовательский метод, когда школьники, вооружившись маршрутными листами, самостоятельно исследуют экспозицию и в конце занятия на основе зафиксированных этапов исследования делают содержательный вывод, который и является новым знанием, раскрывают значимость и практический смысл изучаемого материала. Всё это максимально раскрывает творческий потенциал учащегося, позволяет реализоваться каждому ребёнку, а учителям – организовать интересные уроки, внеклассные занятия, исследовательскую работу в музее.

Н.М. Руднева, учитель истории и обществознания МОУ «Гимназия им. Героя Советского Союза Ю.А. Гарнаева г. Балашова Саратовской области», рассказала о создании школьного музея, ставшего результатом проектной деятельности школьников.

В выступлении Н.А. Серяевой прозвучали методические рекомендации по организации уроков в музее. Наталья Анатольевна поделилась с коллегами своими наработками и отметила, что музейные уроки уникальны, носят яркий эмоциональный характер, являются источником для формирования собственного инновационного творческого багажа учителя.

«Уроки, проведенные в музее, – отметил А.Б. Корнилаев, учитель истории и обществознания МОУ «СОШ с. Мунино Фёдоровского района Саратовской области», – играют важнейшую роль в социализации учащихся, формировании их культурного мировоззрения. Они не только возбуждают любопытство и привлекают внимание школьника к предмету, но и заставляют задуматься, побуждают искать свои собственные ответы и самостоятельно формулировать выводы на основе собранной в музее информации, поскольку ответы на них нельзя найти в учебнике».

Живой интерес педагогов вызвало выступление Н.Е. Беловоловой, учителя истории и обществознания МБОУ «Лицей № 15» г. Воронежа, которая представила опыт партнерства школы и учреждений культуры в преподавании региональной истории. Елена Евгеньевна поделилась конкретными методическими приемами по моделированию проблемных и поисковых ситуации.

Участники секции сделали вывод, что важной особенностью музейного урока является формирование культуры отношения к предметному миру. Музейный подлинник выступает как источник знания, а главная задача такого урока – научить ребенка читать и понимать музейный текст, обучить его навыкам добывания знаний из музейного предмета с помощью музейной среды. Это дает школьнику возможность при общении с музейным предметом соотнести себя с эпохой, поразмышлять, сделать выводы, искать ответы на поставленные вопросы, сопереживать. Музейный урок способствует развитию самого ценного – личностных качеств ребенка, в том числе воображения и творческого потенциала, а также помогает сформировать навыки исследовательской и проектной деятельности.

 

 

Отчет

Наши проекты