Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Саратовский областной институт развития образования»

90 летие

nadpis_90_let_1.png

Переключатель на версию для слабовидящих

Региональный информационно-библиотечный центр

Начальник центра: 
О центре

Региональный информационно-библиотечный центр ГАУ ДПО «СОИРО» создан в июле 2019 года.

Цель деятельности РИБЦ – создание условий для сетевого взаимодействия ИБЦ и школьных библиотек Саратовской области, направленного на организацию информационно-библиотечной среды с единым информационным и библиотечно-библиографическим фондом, ключевого инструмента в работе школьной библиотеки, отвечающей современным требованиям обучения и воспитания.

Задачи РИБЦ:

  •  координация деятельности ИБЦ и школьных библиотек Саратовской области;
  •  повышение роли ИБЦ и школьных библиотек как информационного пространства, в котором обеспечен равноправный и открытый доступ к качественным источникам информации на любых носителях, в том числе печатным, мультимедийным, электронным и управляемым цифровым коллекциям;
  • содействие развитию информационной компетентности пользователей региональной сети ИБЦ и школьных библиотек;
  • поиск эффективных решений профессиональных задач библиотекаря в условиях совместной сетевой деятельности;
  • содействие становлению, распространению и аккумулированию лучших практик в области информационно-библиотечного обслуживания;
  • расширение функций библиотек общеобразовательных организаций для комплексной поддержки образовательной деятельности в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
  •  обновление содержания информационно-библиотечной среды общеобразовательных организаций с помощью современных технологий;
  • координация дистанционного обеспечения ИБЦ доступом к электронным библиотекам в соответствии с их информационными запросами;
  • организация использования общих информационных ресурсов ИБЦ и школьных библиотек для качественного обновления информационно-библиотечного обслуживания участников образовательных отношений образовательных организаций области;
  • привлечение информационных и методических ресурсов библиотек, реализующих программы профессиональных образовательных организаций по различным направлениям информационно-библиотечной деятельности;
  • оказание пользователям региональной сети ИБЦ консультативной, методической, информационно-библиографической поддержки в решении задач, возникающих в их профессиональной или иной познавательной деятельности;
  • реализация дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации, программ профессиональной переподготовки), поиск новых форм и методов формирования профессиональных компетенций педагогов-библиотекарей, школьных библиотекарей.

Положение о РИБЦ

 

ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БИБЛИОТЕК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Международные документы

Всеобщая декларация прав человека 

Декларация прав ребенка 

Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Конвенция о правах ребенка»

Манифест об Интернете

Манифест школьных библиотек (ИФЛА)

Руководство ИФЛА/ЮНЕСКО для школьных библиотек

Законодательство Российской Федерации

Конституция РФ (1993) (ст. 17, п. 2; ст. 29, п. 1,2,3,5; ст. 44, п. 2)

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.

Федеральный закон «О библиотечном деле» № 78-ФЗ от 29.12.1994 г.

Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» № 436-ФЗ от 29.12.2010

Федеральный закон «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» «№231-ФЗ от 18.12.2006

Федеральные документы

Письмо Минобрнауки России «О школьных информационно-библиотечных центрах» № ТС-1627/08 от 23.07.2018

Приказ Минкультуры России «О внесении изменений в Порядок учета документов, входящих в состав библиотечного фонда, утвержденный приказом Министерства культуры Российской Федерации от 8 октября 2012 г. № 1077» № 115 от 02.02.2017

Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров» № 715 от 15.06.2016

Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждения перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении образовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания» № 336 от 30.03.2016

Постановление Правительства РФ «Об утверждении Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» № 996-р от 29.05.2015

Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении концепции дополнительного образования детей» № 1726-р от 04.09.2014

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013–2020 годы» № 792-р от 15.05.2013

Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» № 2227-р от 08.12.2011

Приказ Минздравсоцразвития России «О введении в «Единый квалификационного справочник должностей… новой должности "Педагог-библиотекарь"» N 448н от 31.05 2011

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.10.2010 № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в ОУ»

Приказ Минобрнауки РФ от 04.10.2010 № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»

Приказ Минобрнауки РФ от 05.03.2004 N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 03.02.1997 № 6 «Об утверждении Межотраслевых норм времени на работы, выполняемые в библиотеках»

Региональные документы

Приказ министерства образования Саратовской области  № 1297 от 17.06.2019 «О развитии сети информационно-библиотечных центров образовательных организаций в Саратовской области на 2019-2025 годы»

Нормативные документы по учебным изданиям

Приказ Минобрнауки РФ от 14.12.2009 № 729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях»

Приказ Минобрнауки РФ от 05.09.2013 № 1047 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

Письмо Минобрнауки РФ от 10.02.2011 № 03-105 «Об использовании учебников и учебных пособий в общеобразовательном процессе»

Письмо Минобрнауки РФ «О федеральном перечне учебников» (принимается каждый год).

 

ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ

Книги в этих библиотеках можно читать или скачивать бесплатно, не нарушая закон об авторском праве:

Национальная электронная библиотека – это Федеральная государственная информационная система, которая объединяет фонды публичных библиотек России федерального, регионального, муниципального уровней, библиотек научных и образовательных учреждений, а также правообладателей. В формировании фонда НЭБ используются:

  • произведения, перешедшие в общественное достояние;
  • роизведения образовательного и научного значения, не переиздававшиеся последние 10 лет;
  • произведения, права на которые получены в рамках договоров с правообладателями;
  • а также другие произведения, правомерно переведенные в цифровую форму.

Сервис включает объединенный электронный каталог фондов российских библиотек, ежедневно пополняемый фонд оцифрованных изданий, централизованный удаленный доступ через единый портал к фонду НЭБ, единые технологии поиска и единый набор сервисов для читателей всех категорий, личный кабинет и единый электронный читательский билет, открывающий доступ ко всем фондам российских библиотек

Согласно статье 18.1. закона «О библиотечном деле» участниками Национальной электронной библиотеки могут стать государственные и муниципальные библиотеки. Функции оператора НЭБ осуществляет ФГБУ «Российская государственная библиотека» (РГБ).

Чтобы библиотека могла получить бесплатный доступ к фондам НЭБ, необходимо заключить договор о сотрудничестве, выполнив несколько условий, касающихся технического оснащения библиотеки для возможности подключения к электронным ресурсам НЭБ.

Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина – редкие книги из российских публичных библиотек оцифрованы и собраны по тематическим коллекциям. Интересного очень много. Например, к Году литературы сервис подготовил подборку «Факт и образ российской истории в произведениях русских писателей», где «Ода» Державина – оцифровка журнала «Новости» за июнь 1799 года.

Электронная библиотека Института мировой литературы РАН – для удобства пользователей книги разделены по направлениям. Это «Зарубежная литература», «Литература народов России и стран СНГ», «Периодика ИМЛИ», «Русская литература», «Теория литературы», «Указатели и справочники», «Фольклористика». Библиотека регулярно пополняется.

Библиотека Максима Мошкова – одна из первых и самых популярных русскоязычных электронных библиотек (создана в 1994 году). Авторы и читатели ежедневно пополняют библиотеку на добровольной основе. Сервис не берет денег, читать бесплатно можно абсолютно всё. Единственный минус – скачать книгу нельзя.

Библиотека «Альдебаран» предлагает скачивать книги бесплатно в любом из удобных электронных форматов (epub, fb2, rtf, mobi, pdf), а перед этим шагом ознакомиться с её отрывком.

Весь Толстой в один клик – волонтеры из 49 стран мира создали электронную версию 90-томного собрания сочинений Л.Н. Толстого. Все книги можно скачать в любом удобном формате бесплатно.

Фёдор Михайлович Достоевский – энтузиаст Сергей Рублёв решил на одном сайте собрать всю информацию о писателе. Это не просто книги писателя (кстати, оцифрованы прижизненные издания), но и последние новости об экранизациях и телепостановках, исследования, а также список музеев и фотоархив.

«Русская фантастика» – книжная полка сайта содержит более 10 000 текстов 180 авторов.

Артефакт – в библиотеке более 9 тысяч текстов. Ее преимущество в том, что книги здесь не только на русском, но и на 32 языках мира. Все файлы доступны для скачивания только в формате doc.

Проект Гутенберг – электронная библиотека, которая порадует любителей читать на иностранных языках. Более 46 тысяч электронных книг, преобладающий язык – английский.

Журнальный зал – электронная библиотека современных литературных журналов России. Здесь можно найти свежие номера самых известных отечественных «толстых журналов». База пополняется достаточно быстро, а читать – интересно, ведь многие большие произведения сначала публикуются здесь, а потом перекочевывают в отдельные книги.

Электронные библиотеки по подписке (от 15 тыс. руб. в год):

Библиошкола – инновационный образовательный ресурс, открывающий новые возможности электронно-образовательной среды, а также предоставляющий доступ к учебно-методической и познавательной литературе. Библиошкола предоставляет множество книг для расширения своих знаний, внеклассного чтения, досуга. Это ресурс, предназначенный в равной степени для школьника, учителя и родителя, ресурс, который делает получение и преподавание знаний интереснее! Доступен для индивидуальной и коллективной подписки.

Что школа получает благодаря Библиошколе? Инновационный образовательный ресурс, позволяющий находить нужные книги и самостоятельно разрабатывать творческие проекты. Большую библиотеку тщательно подобранных книг методической и дополнительной литературы. Систему управления и статистики использования библиотеки, активности школьников, рейтингов книг и читателей. Платформу Moodle для реализации замыслов учителей и школьников. Экономию средств и времени.

Что от Библиошколы получает учитель? Личный кабинет с персональной библиотекой. Огромный выбор электронных материалов для повышения квалификации, планирования занятий и внеклассной деятельности. Интеграцию с программами портфолио, платформой для самостоятельных проектов Moodle.

Что Библиошкола дает школьнику? Уникальную коллекцию интерактивных приложений и книг, чтобы усвоение школьной программы стало легким и увлекательным! Отличную площадку для самовыражения. Создавай и публикой свои творческие проекты в портфолио. Читай, когда есть желание! Нужная бумажная книга всегда оказывается под рукой: не трать время впустую, почитай и узнай что-то новое!

Чем Библиошкола полезна родителям? Вы найдете массу специальной и поучительной литературы по педагогике и психологии воспитания, позволяющей решать ваши проблемы и находить общий язык с ребенком. Литература для внеклассного чтения, для дополнительной литературы – все теперь под рукой, чтобы вы могли оказать ребенку в учебе посильную помощь! Справочники, энциклопедии, интерактивные материалы для подготовки к экзаменам: информационные технологии помогают нам учиться!

К какому контенту Библиошкола открывает доступ? Учебно-методическая и профессиональная литература для преподавателей. Обязательная, дополнительная, внеклассная и развивающая литература для школьников. Педагогическая и психологическая литература для родителей. Огромная коллекция аудиокниг, Мультимедийный контент для школы. Интеграция с образовательным Арт-порталом «Мировая художественная культура». Интеграция с энциклопедическим ресурсом «Энциклопедиум».

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Методические рекомендации по формированию фондов библиотек общеобразовательных организаций

Методические рекомендации по оформлению книг, переданных в дар

Методические рекомендации по оснащению школьных информационно-библиотечных центров

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

В соответствии с Концепцией развития школьных информационно-библиотечных центров, утвержденной 15.06.2016 приказом № 715 Министерства образования и науки Российской Федерации, функции федерального информационно-методического центра возложены на информационный центр Российской академии образования «Библиотека имени К.Д. Ушинского».

Такой выбор определен как историческими реалиями, так и характером текущей деятельности центра. С 1979 года Библиотека им Ушинского оказывала научно-методическую помощь библиотекам НИИ педагогики, институтов усовершенствования учителей, методическим службам отделов образования, а также школьным библиотекам.

В июне 2016 г. в структуре информационного центра был создан методический отдел, основная задача которого – методическая и информационная поддержка школьных библиотек всех субъектов Российской Федерации. ФИМЦ осуществляет всю методическую работу по построению и развитию сети школьных информационно-библиотечных центров, аккумулирует весь накопленный опыт и транслирует его библиотечному сообществу.

Сайт ФИМЦ

Сайт ИЦ РАО «Библиотека имени К.Д. Ушинского»

Группа в Facebook

 

ЛУЧШИЕ ПРАКТИКИ ПО СОЗДАНИЮ СЕТИ ШКОЛЬНЫХ ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНЫХ ЦЕНТРОВ

Региональный информационно-библиотечнвый центр Липецкой области

Региональный информационно-библиотечный центр (РИБЦ) Липецкой области является структурным подразделением Института развития образования и осуществляет библиотечно-библиографическое обслуживание и информационное сопровождение научно-педагогической, учебной и методической деятельности института, слушателей курсов и работников образования города и области. В 2016 году РИБЦ присоединился к ФЦПРО и успешно развивает сеть школьных информационно-библиотечных центров (ШИБЦ) в Липецкой области, которая в настоящее время насчитывает 25 центров! Коллеги щедро делятся своими наработками, уделяя внимание широкому спектру вопросов: от теоретических и правовых, до практических – реорганизации школьных библиотек и расширения их функционала до ШИБЦ.

С записями вебинаров, новостями о проводимых в библиотечной среде мероприятиях и конкурсах, можно ознакомиться на портале РИБЦ ИРО Липецкой области. 

В 2019 году липецкий РИБЦ провел ставший традиционным региональный конкурс на лучшую модель школьного информационно-библиотечного центра. Своеобразным итогом мероприятия стал сборник статей победителей конкурса, участвующих в реализации проекта по созданию сети ШИБЦ в Липецкой области.

Вебинар «Школьные информационно-библиотечные центры Липецкой области: лучшие практики и перспективы развития»

 

ВОПРОС – ОТВЕТ 

Проходят ли аттестацию школьные библиотекари? Если проходят, то каков ее порядок?

Аттестацию один раз в пять лет проходят только те сотрудники школьной библиотеки, должность которых в штатном расписании образовательной организации обозначена как «педагог-библиотекарь». О порядке и сроках прохождения аттестации, форме заявления, критериях оценки и пр. можно узнать на официальном сайте Регионального центра оценки качества образования (РЦОКО) в разделе «Аттестация». Если после просмотра сайта, у вас останутся вопросы, то получить на них ответы можно в отделе аттестации педагогических работников РЦОКО по телефону: (845-2) 75-35-04.

Какими нормативными документами утверждена должность педагога-билиотекаря?

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.05.2011 № 448-н в «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (приказ Минздравсоцразвития России от 26.10.2010 г. № 761н) включена должность педагога-библиотекаря.

Описание деятельности и основные трудовые функции педагога-библиотекаря определены профессиональным стандартом «Специалист в области воспитания», утвержденным приказом Министерства труда и социального развития РФ от 10 января 2017 года № 10н.

Правительство РФ своим Постановлением от 8 августа 2013 г. № 678 утвердило номенклатуру должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которую включена должность педагога-библиотекаря.

Каков порядок включения должности педагога-библиотекаря в штатное расписание общеобразовательной организации?

По представлению заведующего библиотекой должность педагога-библиотекаря в штатное расписание может включить руководитель общеобразовательной организации, т.к. согласно статье 28 Федерального закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ установление штатного расписания относится к компетенции образовательной организации.

Кто может быть назначен на должность педагога- библиотекаря?

На должность педагога-библиотекаря могут быть назначены лица, отвечающие требованиям подраздела III Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» по должности педагог-библиотекарь (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 № 761н).

Вместе с тем, на должность педагога-библиотекаря могут назначаться лица как имеющие педагогическое и библиотечное образование, так и не имеющие его. Согласно пункту 9 подраздела I Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» «лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии в порядке исключения могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы».

Где определены трудовые права и социальные гарантии педагога-библиотекаря?

В соответствии с пунктом 5 статьи 47 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ педагогические работники имеют трудовые права и социальные гарантии.

В связи с тем, что должность педагога-библиотекаря включена в раздел I номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, то права и социальные гарантии, предусмотренные для педагогических работников, за некоторым исключением распространяются и на педагогов-библиотекарей.

  1.  Право на сокращенную продолжительность рабочего времени (Приложение № 1 к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. № 1601). Педагогам-библиотекарям продолжительность рабочего времени установлена 36 часов в неделю.
  2.  Право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации Разделом 3 Приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках» от 14.05.2015 года № 466. Педагогу-библиотекарю предоставляется ежегодный основной удлиненный отпуск  продолжительностью 56 календарных дней.
  3.  Право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.
    В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении порядка предоставления педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, длительного отпуска сроком до одного года» от 31.05.2016 года № 644 педагог-библиотекарь имеет право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лег непрерывной педагогической работы.
  4.  Иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.8  ст. 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-Ф3 педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Как зависит размер оплаты труда от квалификационного уровня профессиональной квалификационной группы должностей?

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 декабря 2011 года № 1601н внесены изменения в профессиональные квалификационные группы должностей работников образования, утвержденные приказом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2008 года № 216н. Должность педагога-библиотекаря отнесена к 4 квалификационному уровню так же, как должности преподавателя, тьютора, учителя.

 

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Телефон: +7 (8452) , 28-25-24, 28-23-90 (доб.125), E-mail: ribc.saratov@yandex.ru

Наши проекты